Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

logo_GL 3-ist imena kultura alm media

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)


Горевшие ярким огнем творчества

@ Интернет публикация сайта «Бежецкий край», 2015 год.


Г.  Кукушкина, «Бежецкая жизнь»

 

Горевшие ярким огнем творчества

 

Так получилось, что два очень разных, но творчески заряженных человека вспомнили о двух тоже очень разных людях, горевших ярким огнем творчества: о работниках культуры, музыкантах Юрии Григорьевиче Менькове и Анатолии Николаевиче Иванове. Давайте дадим им слово!

ВАЛЕРИЙ ВЕСЕЛОВ, руководитель хора ветеранов «Беспокойные сердца»

И Юрия Григорьевича Менькова, и Анатолия Иванова я знал много лет. Они в разные годы работали и в клубе «АСО», и в ДК. Были руководителями этих учреждений, возглавляли различные коллективы. Юрий Григорьевич руководил духовым, джазовым оркестром, прекрасно играл на трубе. Анатолий – струнным оркестром, играл в «Нашей песне» на клавишных.

В моей жизни многое с ними связано. Это были не очень заметные люди, но очень хорошие, лучшие для меня в бежецкой культуре того времени. Много сил отдали они своим оркестрам, были чудесными музыкантами. А еще они запомнились мне как люди очень порядочные, отзывчивые, добрые, чтобы ни случилось, всегда первые придут на помощь.

Анатолий Иванов, будучи директором ДК, активно занимался его ремонтом. Любил свой струнный оркестр. Когда стал создаваться вокально-инструментальный ансамбль «Наша песня», В. Ф. Радков позвал Толю помогать. А тот и организатор был хороший, и на клавишных играл, и музыку сам писал. Кстати, дочь свою Катю в свое время «внедрил» в этот коллектив, она до сих пор там играет, тоже на клавишных.

Юрий Григорьевич Меньков очень много значил в моей судьбе. И в судьбе моего хора. Помню, он был директором ДК, а я худруком. Стал ему говорить, что хочу уйти со своей должности, появилось много специалистов, более профессионально подходящих. А он: «Куда же ты пойдешь?» — «Да хочу хором руководить». Отпустил меня Юрий Григорьевич, а сам вскоре добился, чтобы наш хор получил звание народного. Так мы и существуем уже больше 20 лет, во многом благодаря Юрию Григорьевичу.

ТАТЬЯНА ОРЛОВА

Нахлынули воспоминания далеких 80-х… Я очень любила петь. Мне посоветовали обратиться к Юрию Григорьевичу Менькову, сказали, он в горсаду на танцах играет. Боялась я очень, ведь совсем девчонка была, а Юрий Григорьевич – известный бежецкий музыкант. Но огромная любовь к музыке и пению заставила меня преодолеть панический страх.

… Вечер. Горсад. Танцплощадка заполнена молодежью. Звучит музыка. Я поднимаюсь на сцену, сталкиваюсь с Юрием Григорьевичем. Дрожащим голосом говорю: «Я хочу петь у вас в ансамбле!» Он спокойно отвечает: «Хорошо, приходи, споешь что-нибудь, а мы послушаем». Я пришла, меня прослушали, понравилось. Так и началось мое знакомство и творческое сотрудничество с Юрием Григорьевичем Меньковым, Анатолием Николаевичем Ивановым, Александром Ходыревым, Вячеславом Барановым и другими музыкантами того времени.

Я стала солисткой ансамбля «Наша песня». Мы исполняли популярные тогда песни «Ты мне песню подари» (из репертуара Лили Ивановой), «Старинные часы», «Листья жгут», «Юность моя», «Гляжу в озера синие»… С духовым коллективом Юрия Григорьевича я пела песню «Оркестр наш духовой».

И Юрий Григорьевич, и Анатолий Иванов были очень преданными культуре людьми, самоотверженными, удивительными музыкантами, они буквально горели творчеством, вкладывали в музыку всю душу.

Анатолий Иванов был грамотным, эрудированным человеком, к тому же человеком развивающимся, он всегда что-то читал, узнавал новое. Недаром в ДК в кабинете, где занимался струнный оркестр, висела (да и сейчас висит) цитата: «Каждый человек, которого я встречаю, в каком-то отношении превосходит меня, и в этом смысле я могу у него поучиться. (Ралф Уолдо Эмерсон)». Толя Иванов был тонкий человек, душевный, чутко относящийся к происходящему.

На репетициях я всегда поражалась, как он весь отдавался музыке, выкладывался полностью. Поэтому каждая песня получалась очень душевной. Помню, мы выступали в другом районе. Спели «Гляжу в озера синие», а потом песню о Бежецке. И к нам подбежала женщина, вручила цветы и стала говорить: «Как вы пели! Какой у вас чудесный город! Я непременно к вам приеду посмотреть на ваш Бежецк!».

А на одном из концертов мы с Ивановым играли на фортепьяно в четыре руки и пели дуэтом «Листья жгут». Это было потрясающе! И символично – Толя ушел от нас осенью, 1 сентября.

Кстати, он был и композитором. И незадолго до своей смерти написал музыку на стихи Андрея Дементьева «Черный лебедь», памяти В. Высоцкого. Как будто себе реквием написал… Эту песню так никто и не услышал, не успел…

Приходилось мне выступать не только с вокально-инструментальным ансамблем, но и со струнным, и с духовым. А как репетировал с духовым Юрий Григорьевич! Такие эмоции, такая прямо звериная радость от наслаждения музыкой!

Это были горящие люди! Наверное, поэтому и сгорели так рано. Но мы не должны их забывать!

В театрах принято в фойе развешивать фотографии лучших актеров театра, живущих и уже ушедших. Почему бы эту традицию не перенять и нам? Я считаю, что было бы правильно, если бы и в фойе нашего Дома культуры, клуба «АСО» висели фотографии наших лучших музыкантов, певцов, артистов. Чтобы их помнили, чтобы молодежь знала об этих людях, отдавших себя бежецкой культуре.

А еще я предлагаю провести вечер памяти работников культуры. Пусть на этом вечере о них вспоминают, исполняют произведения, поют песни, которые исполняли они.

Я вижу концовку этого вечера. Звучит мелодия дороги из кинофильма «Цыган». На большом, во всю сцену экране — образ этой дороги. А на ней вдруг возникают фотографии Юрия Григорьевича Менькова, Анатолия Николаевича Иванова, Юлиуса Пакканена, Виктора Кукшина, других ушедших от нас артистов и музыкантов. Эти фотографии уменьшаются, уплывают от нас в небытие. Но образы этих людей навеки остаются в нашей памяти и в наших сердцах…

*****************
PS:

Dudari

С Анатолием Ивановым я познакомился весной 1972 года. Городской Дом культуры, мы, молодые ребята, школьники, участники вокально-инструментального ансамбля второй школы города, игравшие на танцах в Городском саду как коллектив ДК, сидим в оркестровке на втором этаже, обсуждая танцевальный репертуар. Открывается дверь, на пороге молодой человек, в белой рубашке, в белых брюках и черных очках, первая его фраза — мы будем играть Моцарта… После этих слов он поздоровался и представился — Анатолий Иванов, новый руководитель эстрадного коллектива ДК. Осенью этого же года он был приглашен в самый популярный музыкальный коллектив города в то время — ВИА «Дудари», который был организован на базе инструментального ансамбля «Сувенир» Клуба завода «ГАРО»(АСО). Руководителем ВИА «Дудари» был известный в городе, профессиональный музыкант Виктор Алексеевич Кукшин. Более дружеские отношения возникли у меня с Толей начиная с 1973 года, когда и я стал участником ВИА «Дудари» по приглашению Виктора Алексеевича.

Перейдя в коллектив ВИА, я познакомился с известным бежецким музыкантом и талантливым организатором Юрием Григорьевичем Меньковым, который в то время руководил Клубом завода «АСО». Юрий Григорьевич Меньков являлся одним из организаторов и идейным вдохновителем ВИА «Дудари», название коллектива «Дудари» также предложил Юрий Григорьевич. По образованию Юрий Григорьевич Меньков и Виктор Алексеевич Кукшин были «духовиками», и как следствие, в ансамбле была широко представлена «духовая секция», которую Юрий Григорьевич в шутку называл мальчики с дудочками — дудари, а серьезно, как эрудированный человек, Юрий Григорьевич объяснял: в старину дударь — музыкант, играющий на дудке, развлекающий людей на ярмарке.

Юрий Григорьевич, как страстный поклонник джазовой музыки, в 1985 году, уже работая в ДК, организовал джазовый инструментальный ансамбль «Солнечная сторона», которому в этом году исполнилось 30 лет. В настоящее время коллектив возглавляет близкий друг и последователь Юрия Григорьевича — Александр Белянкин.

На представленной фотографии ВИА «Дудари», сделанной на арене Калининского (Тверского) цирка на областном музыкальном фестивале в 1976 году, Юрий Григорьевич Меньков второй слева, рядом с известнейшим, популярным композитором и певцом в то время, Евгением Мартыновым. Анатолий Иванов — в центре, между двумя также очень известными людьми страны, поэтом Андреем Дементьевым и телеведущим Александром Масляковым. Между Мартыновым и Дементьевым стоят Борис Стратонитский и Виктор Кукшин. Справа от Маслякова стоит Александр Белянкин, крайний слева, автор этих строк, Сергей Бривер, крайний справа Александр Ершов.

 

Сергей Бривер, сайт «Бежецкий край»

 
 
 
 
 
 





         

**************

Материалы, размещенные на историко-краеведческом сайте "Бежецкий край" служат просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы не предназначены для какого либо коммерческого использования, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт "Бежецкий край" обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.



SmartTop.info