БежецкийКрай

  НОВОЕ
НА САЙТЕ
  ИСТОРИЯ
И КУЛЬТУРА
  ЛЮДИ
И СУДЬБЫ
  АВТОРСКИЕ
СТРАНИЦЫ
  БИБЛИОТЕКА
САЙТА


«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)

С НАДЕЖДОЙ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ


brw

Сергей Бривер


 

Публикации на сайте


ХРАМЫ БЕЖЕЦКА. УТРАЧЕННОЕ
О СИТУАЦИИ С ДОМОМ ГУМИЛЁВЫХ
НЕМНОГО О ПРОШЕДШЕМ ФЕСТИВАЛЕ…
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК БЕЖЕЦКОЙ ЗЕМЛИ:
ГУМИЛЁВ Н. С.
БЕЖЕЦКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ СЕМЬИ БИБИХИНЫХ

Авторское право


Материалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.


 

 

Церковь Рождества Христова  (1772 г.), юго-западная сторона.
Вид с улицы Рождественской (Чудова).
© С.В. Бривер, 2024. Реконструкция на основе фотографии из архива В.С. Анкудинова. Лето 1914 года.

 
 
 
 

 

С НАДЕЖДОЙ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Храм Рождества Христова в городе Бежецке

 

 

Город Бежецк, упоминаемый в письменных источниках как Городецко, Городец, Гордецкой, Бежецкий Верх свое нынешнее название получил в ходе административной реформы Екатерины Второй последней четверти XVIII века. Год основания Бежецка официально установлен по уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года, в которой перечислены поселения «Бежецкого ряда» (Бежицы, Городецко, Еськи, Узмень, Рыбинское). На протяжении нескольких столетий город входил в состав новгородских земель, затем перешел в собственность московских великих князей и в конце XVIII века стал частью Тверского наместничества, в последствии – Тверской губернии.

Н.А. Попов в своих Исторических заметках о Бежецком Верхе, основанных на «Хронологионе» П.К. Воинова, говоря об источниках первого летописца Бежецка выделяет дозорные книги Бежецкого Верха Григорья Грекова, писцовые книги 1627–29 годов, дозорные книги 1616 года, церковные летописи церкви Рождества Христова

В своем Хронологионе Пётр Воинов приводит короткую выписку из «прежде бывших дозорных Бежецкого Верха Григорья Грекова книг» написанных до нашествия литовцев (до 1610 г.): «За острогом. 4-й. Храм Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, предел Святых безсребренников и чудотворцев Козмы и Дамиана; у тоя церкви священник Даниил Ефремов. Пономарь Онуфрий, и просфирница. – Затем приводит выписку, сделанную после разорения, – Да за острогом храм Рождество Христово, да придел чудотворцы Козьма и Дамиан, а в них образов двои двери царския, да за престолом образ Пречистые Богородицы, да образ местной Рождество Христово. да деисус спраздники и спророки, да книги евангелие напрестольное печатное, другое письменное, да сосуды церковные белые, устав печатной, да две треоди печатные постные ветхи, апостол печатной, минея печатная общая, да два пролога, да охтой пятаго и осьмаго гласа, да шестодневец, да трефолой, да два колокола, а церковь и вцеркве строение мирское, да на тойже земле тоеже церкви попа Данила Ефимьева, вдоль девять саж., поперег тринадцать саж.».

В переписной книге Бежецкого Верха и Бежецкого уезда Ивана Дмитриевича Колычева и подьячего Якова Фёдорова 1646 года читаем: «Церковь Рождество Христово, у той церкви: Во дворе поп Иван Данилов. Во дворе пономарь Кандрашко Самойлов».

В переписной книге Бежецкого Верха и Бежецкого уезда Петра Артемьевича Лобкова 1717 года есть упоминание о двух деревянных церквях на Волковской улице: «Церковь Рождества Христова, другая – Благовещенья Пресвятыя Богородицы, деревянные».

Из вышесказаного можно сделать вывод – история бежецкого храма Рождества Христова уходит корнями в 16 век.

В церкви Рождества Христова был крещен первый бежецкий летописец, автор «Хронологиона» – Пётр Кузьмич Воинов. В своей книге «Пётр Воинов и его время» бежецкий краевед и исследователь архивных документов В.Н. Сорокин публикует копию листа исповедной ведомости церкви Рождества Христова 1738 года в которой упоминается семья Петра Воинова и он сам. Со ссылкой на Исторические заметки о Бежецком Верхе Н.А. Попова Сорокин В.Н. пишет: «В приходе этой церкви, во дворе под номером 5 жили служащие Бежецкой воеводской канцелярии и их семьи – «приказные и их домашние»Причт Рождественской церкви в 1738 году состоял из священников Алексея Михайлова и Романа Лукина, дьякона Георгия Петрова и пономаря Моисея Гаврилова. В приход церкви входили 30 дворов посадских жителей. Это были семьи Красильниковых, Архиповых, Сапожниковых, Сорокиных, Завьяловых, Агафьиных, Петуховых, Наумовых, Обрушниковых, Скорняковых, Мотовиловых, Винокуровых, Парамоновых, Ососковых, Сахарниковых, Луковниковых, Рыбниковых, Додиных, Швыгиных, Хлыниных, Лодыгиных, Бурковых, Ряхиных. В этом же приходе были крестьяне сельца Чурилкова владения стольника Петра Артемьевича Лобкова и один крестьянский двор из деревни Десятильны вотчины Андрея Ивановича Колычева».

В семье протоиерея церкви Рождества Иисуса Христа г. Бежецка Николая Андреевича Постникова 24 апреля 1869 года родился и известный бежецкий краевед, настоятель Бежецкой церкви Иоанна Богослова – Иван Николаевич Постников.

В Хронологионе Петра Воинова под 1750 годом есть сообщение о пожаре в церкви Рождества Христова, что вероятно послужило причиной постройки новой каменной двухэтажной церкви с высокой шестиярусной колокольней в 1759–1772 годах.

По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России (Тверская область. Ч. 2. М.: Наука. 2006 Ред. Г.К. Смирнов) комплекс церкви Рождества Христова сформировался на месте деревянной церкви Рождества Христова с приделом Козьмы и Дамиана, построенной на месте прежнего деревянного храма в 1677 г. Существующая церковь сооружена В 1759–72 гг., но в 19 в. дважды подвергалась значительной перестройке. В 1816–22 гг. храм и колокольню разобрали до половины высоты и возвели четыре новых яруса колокольни и восьмерик храма. Вероятно, тогда же с запада появились притвор с лестницей и крыльцо. Каменная ограда с металлической решеткой между столбами, с воротами, двумя калитками и двумя сторожками (в одной из них – склад для дров, угля и пр. возведены в 1852-59 гг. В 1865–69 гг. по проекту, составленному в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и утвержденному императором 16 ноября 1863 г. храм, трапезная и два нижних яруса колокольни со всех сторон были обстроены приделами; при этом в обоих этажах разобрали полукруглую апсиду, а также значительную часть южной и северной стен первоначального объема, превратив их в пилоны с арками. За работами наблюдал архитекторский помощник Григорьев. Помимо перначального главного престола в нижнем этаже в годы последней перестройки освятили приделы: с юга Козьмы и Дамиана, с севера трех святителей Дмитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских (1868), в верхнем этаже – в центре Тихвинский (1869), с юга Ильинский (1870) и с севера Никольский (1878).

В статье «Городской собор, церкви и монастыри» о храме Рождества Христова пишет и известный бежецкий краевед настоятель Бежецкой церкви Иоанна Богослова Иван Николаевич Постников: «Церковь во имя Рождества Христова построена и освящена в 1772 г. В 1820-х г.г. верхний этаж и колокольня были разобраны и сложены по новому плану своеобразной, оригинальной архитектуры, с колоннами и балконами. Оригинально было и внутреннее убранство храма: лепные изображения христианских добродетелей по стенам, сохранившаяся доныне редкая по изяществу сень над престолом с шестнадцатью колоннами, овальными между этими колоннами иконами… Во всем – строго обдуманная глубокая мысль и большой вкус, отпечаток светлой личности приходского священника Матфея Иоанновича Прудовского, пользовавшегося тогда широкой известностью, привлекавшего к себе массы народа словом совета, утешения, поддержки и делом помощи. Во второй половине XIX столетия храм расширен пристройками с северной и южной стороны и обнесен оградой из редкого теперь белого камня».

С храмом Рождества Христова связаны известные бежецкие фамилии – Войновы, Постниковы, Коровкины… На протяжении многих лет старостой храма избирался купец второй гильдии Николай Николаевич Коровкин, внесший весомый вклад в благополучие и процветание храма. Его внук, Фёдор Петрович Коровкин, автор советского учебника по истории Древнего мира для учащихся средней школы, был крещен в Христорождественской церкви.

Прихожанином храма Рождества Христова был Андрей Андреевич Аракчеев, родной брат известного русского военачальника и полководца, генерала артиллерии, графа Алексея Андреевича Аракчеева. У Аракчеевых был дом в Бежецке под номером 3 в 8-м квартале, недалеко от Христорождественской церкви, в её приходе. В этом городском доме Аракчеевы жили наездами, чаще зимой. Мать графа – Елизавета Андреевна Аракчеева с юным Алексеем посещала свою приходскую церковь. В своей книге «Граф А.А. Аакчеев по сохранившимся в Бежецке воспоминаниям» И.Н. Постников публикует письмо настоятеля храма отца Матфея Прудовского, написанное графу Аракчееву в 1820 году: «Приходская по дому любезного Братца вашего Христорождественская в городе Бежецке церковь, как внутренним, так и наружным благолепием возобновляемая, ко окончанию всего оного дела приходит. Новоустроенной иконостас ставится. Стенное письмо внутри и штукатурная снаружи работа оканчивается… И для того крайнею убеждаемы необходимостью осмеливаемся, Ваше Графское Сиятельство, всепокорнейшее и всеуниженнейше просить, дабы вы по благоусердию своему к той Божьей церкви, которую новопреставльшаяся дражайшая ваша родительница при бытности своей в городе часто посещать не оставляла, в крайней ея необходимости своим доброхотным пожертвованием или хотя милостивным на время двух тысяч рублей сужением не оставили…».

Известный исследователь жизни и творчества Николая Гумилёва, Анны Ахматовой и Льва Гумилёва, уроженец Бежецкой земли Сергей Иванович Сенин, в своей книге «Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках», говоря о каменной церкви во имя Рождества Христова утверждает: «О колокольном звоне этой церкви писала А.А. Ахматова в стихотворение «Бежецк» – Там белые церкви и звонкий, светящийся лед…».

Бежецкий Храм Рождества Христова был закрыт в 1930-е годы прошлого столетия. В годы советской власти были снесены кресты, разобраны колокольня и купола церкви, уничтожена ограда… От внутреннего убранства не осталось ничего, кроме фрагментов масляный живописи на стенах. В здании церкви длительное время находились цеха бежецкой артели инвалидов, позднее в здании была размещена швейная фабрика, а с 1990-х годов прошлого столетия – заброшено и разграблено.

В конце 2004 года, в канун Рождества Христова по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского администрацией Бежецкого района было принято решение передать здание церкви бежецкому благочинию с целью восстановления и создания там православного прихода. 7 января 2005 года благочинный бежецкого округа отслужил в переданном храме праздничный молебен. В настоящее время храм законсервирован, починена крыша, установлены окна. Для полного восстановления храма требуются большие средства, как материальные, так и денежные, но их, к сожалению, в настоящее время нет.

В наше неспокойное и непростое для православных верующих, да и не только, время, хочется жить с надеждой на возрождение стоящего в центре города храма, когда-то украшавший его величественной красотой и посвященного главному событию в жизни православных верующих – великой тайне пришествия в мир Спасителя – рождению Иисуса Христа. Хочется верить, строки А. Ахматовой: «…И город был полон весёлым рождественским звоном», – вновь станут реальностью.

 

Сергей БРИВЕР
07.01.2024

 

Литература и источники

1. Брагин, В.И. Так погибали бежецкие церкви. Спб., 2008.

2. Матисон, А.В. Переписные книги Бежецкого Верха XVI – начала XVIII веков. М., 2020

3. Попов, Н.А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков. М., 1882

4. Постников, И.Н. Городской собор, церкви и монастыри.

5. Постников, И.Н. Граф А.А. Аракчеев по сохранившимся в Бежецке воспоминаниям. Тверь, 1913

6. Сенин, С.И. Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках. Бежецк, 1996

7. Смирнов, Г.К. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. Ч. 2. М., 2006.

8. Сорокин, В.Н. Пётр Воинов и его время. Бежецк, 2019

9. Материалы сайта Православные храмы Тверской земли: http://hram-tver.ru