Слайдер

Памяти композитора Вениамина Флейшмана

logo_GL
logo_GL 3-ist imena kultura alm media

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)


П амяти композитора Вениамина Флейшмана.

К 100-летию со дня рождения



Материалы с сайта газеты «Музыкальное обозрение»  –   http://muzobozrenie.ru

КНИГИ           Нина ДРОЗДЕЦКАЯ | МО № 7 (400) 2016


Любимый ученик Шостаковича

fleishman


fleishman

Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения.

Сборник статей. Ред.-сост. Нина Дроздецкая. – Тверь: «ГИД», 2013. – 88с.: ил. Тираж 500 экз.


Мемориальный сборник статей вышел в свет в 100-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Иосифовича Флейшмана (20.07 / 2.08 1913 — сентябрь 1941). О нем известно очень немногое: любимый ученик Шостаковича, яркий талант из российской глубинки. Жизнь Флейшмана оборвала война, когда ему не исполнилось еще и тридцати лет. Единственное дошедшее до нас произведение композитора — камерная опера «Скрипка Ротшильда», написанная по одноименному рассказу А. Чехова (либретто А. Прейса).



Талант из Тверского края



fleishman

Вениамин Флейшман родился в Бежецке — маленьком старинном городе Тверской губернии. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном музыкальном ансамбле, руководимом учителем химии В.М. Переслегиным. Тот был кларнетистом-любителем и сам делал аранжировки популярных произведений музыкальной классики. Ансамбль, в шутку называемый в Бежецке ПерСимфАнсом, исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти… По воспоминаниям старшей сестры Дины, тоже участницы ансамбля, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.

Исполняя желание родителей, Вениамин поступает в Ленинградский индустриальный институт. Но музыка властно звала к себе, и он становится студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 Флейшман поступает в Ленинградскую консерваторию в класс проф. Д. Шостаковича.

Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы. Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус. Рукопись оперы — клавир и незаконченная партитура — были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов.

Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио оркестром п/у Г.Н. Рождественского.

На фотографии: Класс Д.Д. Шостаковича. Третий слева — Вениамин Флейшман



Недолгий век и долгая память



Идея создания сборника памяти В. Флейшмана исходила от Бежецкого краеведческого общества и его председателя Анны Ивановны Таранич, известного в городе педагога. В Бежецкой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся вечер памяти Вениамина Флейшмана. Библиотечный зал был полон — оказалось, что бежечанам дорога память о земляке. Материалы для сборника собирались всем миром. В домашних фотоальбомах бежечан нашлись уникальные фотографии родителей Вениамина — дантиста Иосифа Ароновича и его жены, учительницы Рахили Моисеевны Флейшман. Обнаружилась переписка Дины Флейшман (1910–1989) с бежецким краеведом Борисом Тарасовым, содержащая бесценную информацию о детстве и юности Вениамина.

Стремлением собрать воедино весь исследовательский и мемуарный материал руководствовались создатели сборника. В него вошли семь статей, посвященных жизни и творчеству В. Флейшмана. Среди них особую значимость имеет работа молодого музыковеда Елены Силиной, исследующая период учебы Флейшмана в Ленинградской консерватории (защита ее диплома «Вениамин Флейшман — ученик Шостаковича», написанного под руководством проф. Л.Г. Ковнацкой, состоялась в 1999).

Автор статьи внимательно изучила стенограммы и протоколы заседаний кафедры композиции, которые фиксировали обсуждения новых работ молодых композиторов. Активную полемику вызвала опера В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Подробные цитаты из протоколов обсуждения сегодня читаются с захватывающим интересом — они характеризуют тот духовный мир, в котором жили Вениамин и его современники.

…Обсуждение своего произведения Флейшман предварил характеристикой главного героя оперы, скрипача Якова Бронзы — он безусловно мелочный и угрюмый человек. В то же время Бронза является художником — он оставляет после себя мелодию. В предчувствии близкой смерти Яков дарит свою скрипку флейтисту Ротшильду — в знак примирения после ссоры.

После прослушивания музыки оперы развернулась бурная дискуссия, участники которой высказали композитору ряд критических замечаний (В. Дешевов, М. Чулаки, П. Серебряков, М. Гнесин, Б. Клюзнер), суть которых сводилась к тому, что мрачный чеховский сюжет вынуждает Флейшмана обращаться только к черным краскам, а необходимо научиться писать светлую, понятную, мелодическую музыку. В опере совсем отсутствует идея народности; кроме того, молодой композитор слишком долго работает над одним сочинением — это может тормозить его профессиональный рост.

Ответное выступление Вениамина поразило присутствующих резкостью и страстностью, с которыми он защищал свой композиторский выбор как литературного текста, так и музыкальных средств. Флейшман обрушился на «патентованный и казенный оптимизм», защищая право художника на нестандартное осуществление замысла…

В мемориальный сборник вошли также три ранее опубликованные статьи о В. Флейшмане — Г. Головинского, Е. Брусковой и А. Лившица. Работа Г. Головинского «С любовью к человеку» была опубликована в журнале «Советская музыка» (1962, №5). Автор подробно анализирует воплощение композиторского замысла в опере, определяя его как «пробуждение человеческого в человеке». Статьи А. Лившица и Е. Брусковой являются монографическими и сообщают ряд неизвестных фактов из жизни композитора. Так, на основании воспоминаний однокурсника Флейшмана, композитора И. Доброго Лившицу удалось установить дату гибели В. Флейшмана в бою за Красное Село под Ленинградом.

Когда мемориальный сборник уже был подготовлен к печати, в Архиве Дмитрия Шостаковича обнаружился интереснейший документ — письма и воспоминания Константина Манжина, сельского учителя и друга юности Вениамина. Автор характеризует В. Флейшмана как человека будущего времени: «Вся молодежь относилась к Вене очень хорошо. Да и как плохо можно относиться к человеку, который ко всем потоварищески расположен, делится всем, чем может! Помню, весной одному парню-бедняку Веня отдал свою лучшую рубаху и костюм, чтобы тот мог идти на гулянье в соседнюю деревню!»

Новые данные опубликованных материалов позволили уточнить и дополнить биографию В. Флейшмана, краткое жизнеописание которого помещено в заключение сборника.

Музыкальный финал оперы, начинающийся мелодией скрипки и оркестрованный Д. Шостаковичем, записан на компакт-диск в исполнении оркестра п/у Г.Н. Рождественского; он завершает издание.

Сборник, посвященный композитору Вениамину Флейшману, будет познавателен и интересен широкому кругу читателей: краеведам, музыкантам, историкам.



Редакция сайта «Бежецкий край» благодарит Н.К. Дроздецкую за представленную возможность познакомить читателей с интересной и значимой для бежечан книгой о нашем земляке и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество в рамках тематики сайта «Бежецкий край» — «История Краеведение Культура».

С разрешения Н.К. Дроздецкой, книга «Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения», в формате PDF, размещена в библиотеке сайта «Бежецкий край» и доступна для чтения.


fleishman

Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения.

Сборник статей. Ред.-сост. Нина Дроздецкая. – Тверь: «ГИД», 2013. – 88с.: ил. Тираж 500 экз.



«Тверской край – Вениамину Флейшману»


«Тверской край – Вениамину Флейшману» Рецензиия М.В.Строганова на книгу
«Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения»
Опубликована на сайте https://tverlife.ru 18 февраля 2014 г.


В нашей краеведческой литературе деятели музыкального искусства интересуют краеведов меньше, чем деятели других сфер культуры. Это вполне понятно, поскольку разговор о музыкантах требует особой подготовки от автора. И тем более отрадно появление новой книги, посвященной крайне интересному композитору XX века, уроженцу тверского края Вениамину Флейшману.


Редактором и составителем сборника «Памяти композитора Вениамина Флейшмана: К 100-летию со дня рождения», вышедшего в прошлом году, выступила искусствовед Нина Дроздецкая, которая представила новинку на ХХ Неделе тверской книги.

Вообще о Флейшмане в последнее время говорят или хотя бы упоминают постоянно. Но монографическое издание, которое увидело свет в 2013 году, заслуживает особого разговора.

Во-первых, потому, что книга представляет собой прекрасный образец собственно краеведческой литературы. Рассказывая о Флейшмане, авторы скрупулезно восстанавливают культурную атмосферу Бежецка, родного города Флейшмана, в 1910–1920-е годы. Комментируя документы и воспоминания, авторы вводят в оборот много новых фактов, стараются восстановить биографии не только главных персонажей книги, но и судьбы людей, только упоминаемых в документах. Это очень важно: в результате мы получаем рассказ не только о самом Флейшмане, но и многих других людях, чьи судьбы интересны и в связи с судьбой заглавного героя, и сами по себе.

Во-вторых, потому что книга перестает быть только краеведческим трудом и становится прекрасным историческим исследованием сложной и противоречивой эпохи, в которую жил и работал этот композитор. У снобистской столичной литературы отношение к региональным изданиям заведомо скептичное: и пишут не в столице по-деревенски, и издают по-деревенски. Новая книга удачно опровергает этот скепсис. Написанная живо, актуально, глубоко научно, книга удовлетворит интерес и потребности не только местного жителя, но и специалиста по истории русской музыки и культуры XX века. Книга издана элегантно, с выдумкой, снабжена множеством иллюстраций: портреты людей, виды Бежецка, Ленинграда, где Флейшман жил и учился в консерватории в 1930-е годы, копии документов. К книге, наконец, приложен компакт-диск с записью фрагмента из оперы Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Издательство «Гид» заслуживает поощрения, а Бежецкое научное краеведческое общество по изучению истории и культуры местного края, под эгидой которого было осуществлено это издание, – нашей общей благодарности. Книгу можно рассматривать как эталон для изданий такого рода.

В-третьих, потому, что эта книга явилась очередным вкладом в наше музыкальное краеведение, которое сделала Нина Дроздецкая, несомненный лидер в изучении музыкальной культуры тверского края. Дроздецкая выступила и как автор первой статьи, в которой она глубоко описала тверской период жизни Флейшмана, и как составитель и редактор всего издания. Предыдущие издания Нины Дроздецкой (индивидуальные и коллективные) уже получили высокую оценку специалистов. Не сомневаюсь, что эта новая работа также получит всеобщее признание.

Вениамин Флейшман успел написать немногое, а дошло до нас еще меньше — только его опера «Скрипка Ротшильда». Музыкальная история этой оперы, в которой переплелись имена ее создателя, погибшего в первый год войны при защите Ленинграда, и его учителя Дмитрия Шостаковича, перипетии истории советской музыки предвоенного времени — все это читается как увлекательный роман. И все это найдет чуткий отклик не только у бежечан и жителей Тверской области, но и у каждого любящего русскую культуру человека.


© М.В. Строганов, 2014 г.


P.S.

Ссылки на открытые записи оперы Вениамина Флейшмана «Скрипка Ротшильда», размещенные на YouTube


YouTube
BellvS // Опубликовано: 12 сент. 2009 г.


Fleishmann/Shostakovich "Rothschild's violin" I
Fleishmann/Shostakovich "Rothschild's violin" II
Fleishmann/Shostakovich "Rothschild's violin" III






Историко-краеведческий альманах «Бежецкий край»
Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

Предлагаем стать авторами всем, кто любит и знает родную историю,
всем кому есть чем поделится с земляками, есть что рассказать, есть что показать.


venzel

БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ




Материалы, размещенные на историко-краеведческом сайте «Бежецкий край» служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы не предназначены для какого либо коммерческого использования, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.




Памяти композитора Вениамина Флейшмана

Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» – 2018 год

SmartTop.info

Сергей Бривер
— редактор и администратор сайта

Станислав Бривер
— технический администратор сайта

Вход на сайт

RSS записей

О сайте