Слайдер

ЖИЗНЬ, ПРОПЕТАЯ КАК ПЕСНЯ

logo_GL
logo_GL 3-ist imena kultura alm media

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)


М узыка Тверского края

ПОРТРЕТЫ ТВЕРСКИХ МУЗЫКАНТОВ


Интернет публикация сайта «Бежецкий край» 2018 г.

Авторы:       Нина ДРОЗДЕЦКАЯ   2018 г.



klnt

А.А. Сулейманов

ЖИЗНЬ,
ПРОПЕТАЯ КАК ПЕСНЯ


Лобанова О.П.

О.П. Лобанова
(1903–1980)




klnt

В Бежецке говорят, что раньше всем жителям лечил зубы Иосиф Аронович Флейшман, а глаза – Регина Петровна Белкова. Продолжая мысль, добавлю, что рисовать бежечан учил Иван Малахиевич Костенко, а понимать и чувствовать музыку – Ольга Павловна Лобанова. Флейшман был самым известным дантистом в городе, Белкова – окулистом, Костенко – художником и учителем рисования. Об Ольге Павловне Лобановой можно сказать, что больше пяти десятилетий она была музыкальной душой Бежецка – небольшого старинного городка в Тверской области.


Начало

Ольга Павловна Лобанова родилась 28 июня 1903 г. в городе Красный Холм, в семье крупного купца-льноторговца Павла Васильевича Ломакина и Антонины Петровны Кожевниковой.

С детских фотографий Ольги на нас смотрит удивительной красоты девочка. Помимо правильных классических черт, есть в ее лице и внутренняя одухотворенность, и светозарность. Этот ясный душевный свет она пронесет через всю свою жизнь. На последних фотографиях мы видим высокую статную женщину с гордой осанкой, с русой косой, уложенной вокруг головы, и с тем же исполненным благородства, красоты и внутреннего света лицом-ликом.


Оля Ломакина За фортепиано

Оля Ломакина

За фортепиано


Ольга родилась пятым ребенком в семье, всего же там было одиннадцать детей. Она училась старательно и с увлечением; с отличием окончила гимназию. Помимо преподававшегося там французского, самостоятельно изучала немецкий язык. Все дети в семье занимались рисованием, участвовали в любительских спектаклях. В доме постоянно звучала музыка. Ольга серьезно увлеклась ею и научилась играть на аккордеоне; нотную грамоту выучила сама. Позднее рассказывала, что в доме не было рояля, и она, нарисовав на доске клавиши, беззвучно играла на этой немой клавиатуре гаммы и упражнения. Так она осваивала фортепиано. Впоследствии не раз повторяла, что любовь к музыке родилась вместе с ней. Несмотря на ее большое желание учиться дальше, отец не рискнул отпустить Ольгу в Москву в те тревожные годы.


Дом купца П.В. Ломакина

Дом купца П.В. Ломакина

Красный Холм, современный вид. Фото Андрея Мишина.


В 18 лет, сразу после окончания гимназии Ольга вышла замуж за Дмитрия Ивановича Лобанова и в 1925 г. молодая семья переехала в Бежецк.

По приезде Ольга устраивается на работу в единственный в городе кинотеатр «Доброволец» – иллюстратором; так раньше называли музыканта, сопровождавшего немое кино игрой на фортепиано.

Позднее она вспоминала свой первый иллюстраторский рабочий день: долго репетировала, приготовила ноты, положила их на пюпитр, волнуясь, села за инструмент и… тут погасили свет, наступила кромешная тьма. Пришлось иллюстратору играть наощупь.

Сохранилось фото бежецкой «Синей блузы» 1929 г., на котором запечатлена молодая Ольга Лобанова.



Дом, в котором жила О.П. Лобанова Бежецк. Синеблузники

Дом, в котором жила О.П. Лобанова

Бежецк, современный вид.
Фото Амона Сулейманова.

Бежецк. Синеблузники. 1929

О. Лобанова стоит в 3-м ряду третьей слева.


Витя Попов

В 1930-х гг. О.П. Лобанова преподавала пение в Бежецкой средней школе № 2. Комиссия из Москвы, приехавшая аттестовать работников культуры, безоговорочно присвоила ей первую квалификационную категорию.

С конца 1930-х она работала музыкальным работником детского сада № 1. Ольга Павловна вспоминала, как ходил в садик музыкально одаренный мальчик Витя Попов. Позднее он стал знаменитым Виктором Сергеевичем Поповым – основателем, художественным руководителем и главным дирижером Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения, ректором Академии хорового искусства, народным артистом СССР.

О том, как он стал заниматься музыкой, вспоминал сам Виктор Сергеевич:

 

«У нас в детском саду была очень хорошая преподавательница – Ольга Павловна Лобанова. Она обратила внимание, на то, что меня все время тянет петь и танцевать. Перед взрослыми я исполнял различные песни и пел частушки, нередко даже слишком взрослые... Однажды (кажется, это было в 1944 г.) Ольга Павловна встретила мою мать и сказала, что слышала по радио, будто в Москве набирают в специальное училище мальчиков, у которых есть голос и музыкальный слух: Вашему сыну надо учиться, – сказала она».


В.С. Попов

В следующем году Александра Михайловна повезла сына в Московское хоровое училище на прослушивание. Набор вел Александр Васильевич Свешников – огромная величина в мире хорового искусства. Витю Попова приняли сразу, хотя на прослушивании члены комиссии немного посмеялись над его репертуаром. Он пел: «Я на свадьбу тебя приглашу, а на большее ты не рассчитывай». По его словам, пел громко, но верно.

Не так давно, уже после смерти Виктора Сергеевича, в Бежецк приезжал Большой детский хор, носящий его имя. Хор принял участие в празднике «Голос детства», который состоялся в Бежецке 4-5 ноября 2010 г. Один из концертов, на котором выступили воспитанники Попова, состоялся в Спасо-кладбищенской церкви Бежецка, возле которой похоронена Ольга Павловна Лобанова, первой заметившая талант Вити. В то время, когда в церкви пели дети, время отнюдь не летнее и совсем не теплое, над храмом вдруг засияла радуга…

В Бежецке, на доме № 28 по Красноармейской улице, где родился Виктор Попов, теперь установлена мемориальная доска.


ВОЙНА

Летом 1941 г. началась война.

Во время Великой Отечественной войны через станцию Бежецк проходили воинские эшелоны, снабжавшие войска фронтов северо-западного направления, а также осуществлявшие эвакуацию. Немецко-фашистская авиация неоднократно бомбила станцию, самый крупный налет с многочисленными жертвами произошел 29 октября 1941 года.


С концертной бригадой

С концертной бригадой

О.П. Лобанова сидит в центре.


В конце 1941 г. немцы взяли город Калинин. Во время войны были созданы специальные концертные бригады, чтобы поддерживать солдат на фронте, поднимать их боевой дух. В Бежецке тоже была организована фронтовая бригада, художественным руководителем которой стала Ольга Павловна Лобанова. Коллектив неоднократно выступал на различных участках Калининского фронта. Участники концертной бригады вспоминали такой случай: зимой 1941-го, в селе Кушалино, где располагался штаб Калининского фронта, в клуб во время репетиции хора, вошел военный с бритой головой и начал громко отдавать приказы сопровождающим его офицерам. Ольга Павловна прервала репетицию и строго отчитала товарища, помешавшего ей вести занятие.

Потом выяснилось, что нарушителем порядка был сам командующий Калининским фронтом, в то время генерал-лейтенант Иван Степанович Конев. Тем не менее, Конев самокритично оценил поступок Лобановой, и позднее в Бежецк пришло благодарственное письмо артистам и их руководителю за его подписью.

Калинин был освобожден от фашистов 16 декабря 1941 г. Самодеятельный бежецкий хор выступил в городе сразу после освобождения. На улицах и в домах еще лежали убитые, многие здания были разрушены. До конца войны концертная бригада под руководством О.П. Лобановой не раз выступала по госпиталям перед ранеными, выезжала на фронт давать концерты перед бойцами.

Впоследствии Ольга Павловна Лобанова была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Кончилась война, и Лобанова продолжила преподавательскую и хормейстерскую деятельность в Бежецке.

Известно, что она вела, помимо прочего, музыкальные занятия в детском доме для детей-сирот, который располагался сначала в здании бывшего духовного училища на территории горсада, а после 1955 г. – в здании бывшей женской гимназии. Вспоминает Ирина Павловна Кузнецова (в девичестве Пашковская): «Я познакомилась с Ольгой Павловной в середине 1940-х годов в детском доме, где я воспитывалась после смерти родителей. Музыкальные занятия (их называли спевками) проходили два раза в неделю и были для нас настоящим праздником. Мы разучивали песни, готовились к различным торжествам. Ольга Павловна была очень требовательна в отношении звучания голоса, но при этом относилась к нам по-матерински бережно».

Главной заботой Ольги Лобановой в те годы стала работа в Бежецком педагогическом училище. Поступив туда, бывшая детдомовка Ира Пашковская вновь встретилась с Лобановой. В довоенные годы училище располагалось в здании бывшей женской гимназии. После войны оно возобновило свою работу и просуществовало до 1957 г. (в 1991 г., после перерыва, педагогическое училище в Бежецке было открыто вновь). В те годы там работали замечательные педагоги: А.Н. Георгиевский, Е.В. Новикова, А.М. Переслегин, В.Г. Селезнев, Л.С. Покровский и – О.П. Лобанова.

При училище был организован хор около 80 чел., и ансамбль, в котором пели 10–12 учащихся. Проводились отдельные занятия с певцами-солистами; их было восемь человек. Кроме этого, при педагогическом училище работали два инструментальных ансамбля: скрипачей и струнных смычковых инструментов. Одним из музыкантов-преподавателей был брат Ольги Лобановой – скрипач Анатолий Ломакин. Тепло вспоминают бывшие ученики Лобановой и руководителя струнного оркестра, преподавателя скрипки Мстислава Владимировича Семенова.

Хор занимался два раза в неделю, ансамбль – тоже два раза, солисты учились вокалу три занятия в неделю. Занятия продолжались по полтора-два часа. Со всеми вокальными группами все эти годы бессменно занималась Ольга Павловна Лобанова.


Преподаватели и учащиеся Бежецкого педучилища

Преподаватели и учащиеся Бежецкого педучилища

2-й ряд: О.П. Лобанова (3-я справа), Александра Степановна Сверчкова,
сводная сестра поэта Н.С. Гумилёва (слева от Лобановой),
Антонин Герасимович Кирсанов (4-й слева),
Сергей Николаевич Георгиевский (6-й слева).
3-й ряд: Александр Михайлович Переслегин (2-й справа).
4-й ряд: Мстислав Владимирович Семёнов (4-й справа).


Поступивших в училище молодых людей тут же подвергали, как бы сейчас сказали, тестированию. У них в обязательном порядке проверяли музыкальные данные: слух, голос, способность обучаться игре на том или ином музыкальном инструменте. В зависимости от природных данных, студенты определялись в одну из групп. «В хоре, – вспоминает Ирина Кузнецова (Пашковская), – мы не просто пели в унисон, мы разучивали трех- и даже четырехголосные песни. Тот, кто хорошо проявил себя в хоре, приглашался в ансамбль».

Вспоминает бывшая студентка педучилища Антонина Гончарова: «На занятиях Ольга Павловна учила нас нотной грамоте, ставила нам голос, на каждом уроке мы обязательно занимались сольфеджио. Большое значение она придавала умению держать вокальную позицию, вести себя на сцене». Педагог знакомила 15-летних учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной оперной классики, с музыкой Глинки, Рахманинова, Чайковского, Бетховена, Шуберта, Шопена, Бизе; проводила занятия, посвященные народной музыке. Из современных композиторов-песенников Ольга Павловна выделяла Дунаевского и Блантера.

Примечательно, что большинство учеников Ольги Павловны так и не расстались с музыкой и пением до конца жизни: многие организовали и вели самодеятельные хоры в образовательных учреждениях, где потом работали.

Ольга Лобанова не только изучала с ними музыкальные произведения, но и готовила их к выступлению на сцене. Студенты Бежецкого педучилища учили романсы, сольные арии из опер, народные песни, песни современных композиторов. С этим репертуаром они выступали на концертных площадках города. Коллектив был самым желанным гостем на любом празднике. Училище организовывало и проводило тематические музыкальные вечера, посвященные тому или иному композитору. На них приходили жители Бежецка, и свободных мест в зале никогда не бывало. В 1950-х годах, когда в городе еще не было музыкальной школы, все торжественные вечера обслуживали учащиеся и преподаватели педучилища.

Своих лучших учениц Ольга Павловна совершенно бесплатно готовила к поступлению в музыкальное училище. «Были две девочки с прекрасными голосами, – вспоминает И. Кузнецова, – с ними в свободное время занималась Ольга Павловна. Одну из них, Риоламму Зотову, Ольга Павловна подготовила к поступлению в Тверское музыкальное училище. Сама повезла ее в Тверь, и сама аккомпанировала ей на вступительном экзамене. Я помню, что они подготовили песню современного композитора, русскую народную песню и арию Любавы из оперы “Садко” Римского-Корсакова. Зотова рассказывала, что на экзамене члены комиссии были восхищены игрой Ольги Павловны; они не могли поверить, что у нее нет музыкального образования!»

Помимо основной работы Ольга Павловна проводила музыкальные вечера у себя дома, на улице Толстого, 50. На этих вечерах собиралось человек десять, разговаривали о классической музыке, исполняли произведения на фортепиано, скрипке, домре, пели песни. Неписаным законом было «не приходить с пустыми руками» – каждый старался найти и выучить новую композицию или песню, чтобы исполнить для собравшихся.

В педагогическом училище Ольга Лобанова проработала до самого конца его существования в Бежецке. В 1957 г. училище было переведено в Торжок. Переехать Ольга Павловна не могла как по семейным обстоятельствам, так и в силу своей, уже сложившейся привязанности к Бежецку.

После ликвидации педучилища Ольгу Павловну настойчиво приглашали работать в открывшуюся в городе музыкальную школу. Но она отказалась, мотивируя тем, что у нее нет специального музыкального образования.


ХОР ВЕТЕРАНОВ

Ольга Павловна Лобанова продолжила работать музыкальным руководителем в детских садах города, с головой окунулась в общественную работу. С музыкой она не расставалась ни на минуту.

Вспоминает соседка Лобановой, Галина Николаевна Виноградова, одно время жившая с ней в одном доме и на всю жизнь сохранившая с ней теплые, дружеские отношения: «Дом Ольги Павловны был всегда полон друзей, творческих людей и просто знакомых. Летом из открытых окон слышалось пение, звучали фортепиано, домра или аккордеон; прохожие останавливались и, слушая, наслаждались музыкой!»

В 1960-х гг. Ольга Павловна создала при Бежецком Доме культуры хор ветеранов и была его руководителем до конца своей жизни.


У дома Неворотиных О.П. Лобанова с участниками хора ветеранов

У дома Неворотиных

О.П. Лобанова с участниками хора ветеранов


Г.Н. Виноградова вспоминает:

 

«Мне приходилось слышать, как она подолгу и методично добивалась красивого звучания голоса той или иной исполнительницы. Обращалось внимание на все: осанку, внешний вид, артистичность, правильную подачу голоса. Ольга Павловна пользовалась заслуженным авторитетом в городе, а хор был в почете; их концерты ждали, любили; слушая пение, люди забывали, что на сцене пожилые женщины, подчас не совсем здоровые – настолько одухотворенным было их исполнение. Сами же участницы хора на репетиции, которые проходили не реже двух-трех раз в неделю, ходили как на праздник. На концертах их было не узнать, – подтянутые, помолодевшие, красивые. Чувствовалась и ощущалась хорошая вокальная подготовленность. С глубоким чувством, на несколько голосов, пели и солистки, и участницы хора».


Ольга Павловна Лобанова

Ольга Павловна Лобанова


Вспоминает Анна Ивановна Таранич:

 

«О том, как самоотверженно и трепетно относились ветераны хора к своему руководителю, показывает история с моей соседкой, Марией Сергеевной Переслегиной, которая была солисткой хора. В день, когда была назначена генеральная репетиция, у Марии Сергеевны умер муж. Несмотря на это, она пошла на репетицию, потому что не хотела подвести Ольгу Павловну».


УХОД

У Ольги Павловны было трое детей: дочери Нина, Лидия и сын Дмитрий. Она часто гостила у старшей дочери в Загорске (сейчас это Сергиев Посад). В 1980 г. в очередной раз уехала к ней. Ольги Павловны не было несколько месяцев. В Загорске она заболела и попросила отвезти ее в Бежецк, чтобы проститься. В октябре она встретилась с ветеранами-хористами. Тогда же попросила, чтобы, когда ее будут хоронить, хор спел ее любимую песню «Соловьем залетным».

Вспоминает Г.Н. Виноградова:

 

«Последний наш разговор состоялся на кухне. Ольга Павловна прекрасно сознавала, что это наша последняя встреча. В тот вечер, в последний раз она села за свой рояль и сыграла две песни: «Прощайте, скалистые горы» и «Над широкой рекой». На следующий день Ольгу Павловну увезли в Загорск. Когда машина отъезжала от ее родного дома на улице Толстого, она жадно всматривалась во всё окружающее. Мне на всю жизнь запомнился ее взгляд: она прощалась со всем, что любила».

Ольги Павловны Лобановой не стало 28 октября 1980 г. Ее привезли хоронить в Бежецк, и проводить в последний путь пришли многие бежечане. Прощаясь со своим педагогом, участницы хора ветеранов, как и просила Ольга Павловна, спели русскую народную песню на стихи Алексея Кольцова:


  Соловьем залетным юность пролетела,
Волной в непогоду радость прошумела.
Пора золотая была, да сокрылась;
Сила молодая с телом износилась

– летели чистые голоса над церковным кладбищем.


Может показаться, что судьба Ольги Павловны не совсем удалась: талант, которым щедро наделил ее Создатель, наверняка позволил бы ей достичь успеха и славы на более высоком уровне. Она же употребила свой дар на дело Просвещения, на то, чтобы вводить своих любимых бежечан в мир настоящей Музыки. А это, согласитесь, дорогого стоит.

Старожилы в Бежецке говорят: «Оля Лобанова прожила жизнь – как песню пропела».

Было в жизни у Ольги Павловны всякое: и горе, и предательство, и потеря самых близких людей. Чего стоит одно то, что ее отец, П.В. Ломакин был репрессирован и сослан на Соловки, а сама Лобанова через всю жизнь пронесла клеймо «дочери врага народа». Но она не любила посвящать посторонних в свои личные проблемы. Поэтому и мы решили, что не вправе касаться этой стороны ее жизни.

Какие бы трудности ни встречались, Ольга Павловна Лобанова ни на минуту не изменяла своим принципам, ни разу не спела фальшивой ноты. Любой ее шаг, любой поступок в этой талантливо пропетой жизни-песне – звук чистого хрусталя.

Бежецк хранит память о ней – одной из самых любимых и легендарных личностей города.


О.П. Лобанова




* * *

Приношу благодарность людям,
знавшим и любившим
Ольгу Павловну Лобанову
и поделившимся воспоминаниями о ней:
Галине Николаевне Виноградовой,
Антонине Васильевне Гончаровой,
Ирине Павловне Кузнецовой,
Елене Григорьевне Кузьминой,
Марии Сергеевне Переслегиной,
Анне Ивановне Таранич.

Фотографии О.П. Лобановой, размещенные в настоящей статье,
предоставлены Анной Ивановной Таранич.





klnt





Историко-краеведческий альманах «Бежецкий край»
Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

Предлагаем стать авторами всем, кто любит и знает родную историю,
всем кому есть чем поделится с земляками, есть что рассказать, есть что показать.


venzel

БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ




Материалы, размещенные на историко-краеведческом сайте «Бежецкий край» служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы cвободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.




ЖИЗНЬ, ПРОПЕТАЯ КАК ПЕСНЯ

Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» – 2018 год

SmartTop.info

Сергей Бривер
— редактор и администратор сайта

Станислав Бривер
— технический администратор сайта

Вход на сайт

RSS записей

О сайте