Слайдер

Генеагенезис Шеманаевых – Примечания к Главе 1

logo_GL
logo_GL 3-ist imena kultura alm media

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)


Генеагенезис Шеманаевых
Приложение №1

© Интернет публикация сайта «БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ», 2019 г.
Борис Анатольевич ИСАКОВ


Генеагенезис Шеманаевых

Приложения к Генеагенезису

* * *



Приложение №1. Примечания к Главе 1



Примечание 5


Мне захотелось посмотреть в Интернете, нет ли какой информации о живописцах Шманаевых? И как ни удивительно, она нашлась.

1) В брошюре «История и культура Переславского края» (курс лекций, издательство Университет города Переславля, 2002 г.) автор Людмила Борисовна Сукина (ныне, 2011, – Козлова) – пишет: «В XVII веке иконописание было широко распространено во всех городах и больших монастырях. Переславль не принадлежал к числу крупных художественных центров, но и здесь, особенно во второй половине столетия трудилось несколько десятков городовых и монастырских мастеров...

На протяжении почти целого столетия, во второй половине XVII – первой половине XVIII века, исполнением монастырских и частных заказов в пределах Переславля и уезда занималась семья иконописцев Казариновых... В Москву для выполнения работ общегосударственной важности они не вызывались, но в пределах Переславского уезда пользовались особым почетом, их работы высоко ценились у местных заказчиков со средствами. Несколько произведений Казариновых находились и в Московских приходских и монастырских храмах. Казариновы имели учеников. Династии Переславских иконописцев второй половины XVIII в. – XIX в. Гусевых и Шманаевых, занимавшихся росписью храмов и «починкой» икон, считались последователями Казариновых».

Мы видим из этой статьи, что в Переславле существовала не просто семья, а династия иконописцев Шманаевых. Видимо, в среде иконописцев были и живописцы.

цВС

Свято-Троицкий Данилов монастырь
в Переславле-Залесском

Церковь Всех Святых

О том, что существовала династия Шманаевых подтверждает и следующая запись из описания Переславского Троицко Данилова монастыря, составленного в 1829 году из подлинных монастырских бумаг:

«Церковь во имя всех святых при бывшей монастырской больнице построена в 1687 году по образцу деревянной церкви, на иждивение доброхотных дателей, и по грамоте Святейшего патриарха Иоакима. 2 августа того же года освящена при архимандрите Варфоломее. В 1815 году, при архимандрите Иосифе Величковском святые иконы в ней возобновлены живописцем переславским мещанином Иваном Шманаевым».

Это имя в Генеагенезисе не упоминается, но время профессиональной работы Ивана и Петра Шманаевых в Переславле совпадает.

2) В статье М.М. Федоровой «Ростовская финифть, изготовленная по заказам Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря» есть такая информация:

Соловецкий монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь

«Из ростовских иконописцев на монастырь в последней четверти XVIII – первой четверти XIX в. работали, в основном: Степан Васильев сын Ликинский, Петр Семенов сын Юров, Тимофей Сергеев Кучеров.

Реже встречаются следующие имена: иконописца «бываго служителя оного монастыря Ивана Семенова», Великосельского дьячка Егора, иконописца сторожа Успенского собора Леонтия Иванова Коркина, протоиерея Успенского собора Гавриила, иконописцев Алексея Васильева Ставотинского, Козьмы Михайлова Щаднева, Михаила Гладкого. Они выполняли весь спектр иконописных работ: писали иконы в иконостасы, для благословения вкладчиков, расписывали артосы, вели малярные работы.

Монументальной живописью занимались иногородние мастера: переславлец Петр Васильев Шманаев и московский мещанин Петр Иванович Думнин. За весь исследуемый период наиболее активно иконы заказывались в конце XVIII – начале XIX в. Основную массу составляли иконы, предназначенные для благословения приезжающим для поклонения именитым людям, с изображением либо преподобного Авраамия, либо преподобного Авраамия с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом».

Здесь нет точного указания года, когда П.В. Шманаев работал в Ростове, можно только предполагать, что это было в промежутке от 1795 до 1810 годов. И, кроме того, мы можем сказать, что Петр Васильевич был не только иконописцем, но и живописцем, занимался монументальной живописью – расписывал храмы.

цВС

Спасо-Преображенский собор
Спасского монастыря в Ярославле

3) В статье «Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле» раздел «Иконография» написано:

«В начале XIX века снова произошла замена иконостаса, на этот раз смена была кардинальной. Большую часть старых икон продали, а, главное, сменили само место иконостаса. Это было связано с расширением собора, с восточной стороны к нему пристроили огромную апсиду, и алтарь перенесли в нее, соответственно иконостас расположили по полукружиям апсид древнего алтаря. Новый иконостас был сделан угличским мещанином Алексеем Волковым в 1814 году, а новые иконы написал купеческий сын Петр Шманаев. Этот иконостас просуществовал в соборе до 1919 года».

Здесь мы видим, что Петр Шманаев еще довольно молод (около 38 лет), ходит в звании купеческого сына и это свидетельствует, что его отец Василий еще жив.

Указывается и конкретная очень ответственная работа, требующая высокого мастерства – роспись икон для иконостаса, которую он выполнял в Спасо-Преображенском соборе Ярославля.

pril1gl1prim5-4

Храм Иоанна Богослова
с. Купани, Переславского уезда

4) Организация «Переславско Краеведческая Инициатива». Тип документа: Статья. – Тема документа: церковь. – Код: 1359. Смирнов Н. Священник с. Ягренево. Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). 1910 г. – 9 января (№2). стр. 33–35. «Освящение стенной живописи в храме с. Купани, Переславского уезда».

«26 сентября, в день апостола Иоанна Богослова, в с. Купани, Переславского уезда, совершалось торжественное освящение стенной живописи холодного Богословского храма. Просторный храм в бедном Купанском приходе давно требовал крупных расходов на возобновление подобающего благолепия...

Живопись изображает картины из Евангелия, а также угодников и чудотворцев Владимирских и Переславских. Произведена она местным живописцем города Переславля В.П. Шманаевым, усердно поработавшим для сего храма за весьма дешевую цену. Местный священник отец М. Архангельский совместно с церковным старостой с. Купани, М. Зиновьевым, принял все меры к изысканию средств на возобновление живописи в приходском храме. И вот, несмотря на скудность урожая хлебов в последние три года, несмотря на дороговизну всех пищевых продуктов, отразившуюся самым печальным образом на крестьянском благосостоянии, набирается на украшение храма сумма в 1000 рублей. Такая довольно солидная сумма для бедного Купанского прихода явилась результатом следующих сборов: 550 руб. собраны с прихожан, 250 руб. с разрешения епархиального начальства взято из церкви и 200 руб. собраны церковным старостою от посторонних благотворителей».

Село Купани ныне стало поселком городского типа и носит название Купанское. Расположено на северном берегу озера Плещеево.

pril1gl1prim5-5

Богородицо-Рождественская церковь
с. Ягренево

5) Переславская Краеведческая Инициатива. Тип документа: статья. – Тема документа: церковь. – Код: 1360. «Освящение стенной живописи в теплом храме Богородице-Рождественской с. Ягренева церкви». Владимирские епархиальные ведомости – 1910 г. 23 октября (№43) с. 805–810. Села Ягренева священник Николай Смирнов.

«26 сентября, в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в селе Ягреневе, Переславского уезда, совершалось торжественное освящение стенной живописи в теплом придельном храме... Несмотря на дождь, местный приходский храм был скоро переполнен народом, собравшимся на редкое в селах церковно-торжественное соборное служение. Привлекало к участию в торжестве и благодарное сердце прихожан, удовлетворенное возрастающим благолепием своего приходского храма... Храм был украшен новою живописью.

Живописные работы произведены местным живописцем города Переславля В.П. Шманаевым, добросовестно украсившим весь теплый храм весьма приличною, местами художественною иконописною работою с орнаментами византийского стиля, за весьма скромное вознаграждение. Особенно живо изображены иконы, написанные в алтаре, как-то: Рождество Иисуса Христа, Сошествие святого духа на апостолов и Явление Господа Луке и Клеопе в преломлении хлеба. Из других икон в художественном смысле заслуживает особенного внимания картина, изображающая исцеление Иисусом Христом болящих, слепых, хромых у стен храма. На столбах храма в алтаре изображены святители: Иоанн Златоуст и Василий Великий, а в самом храме на столбах изображены Переславские чудотворцы Никита Столпник и преподобный Даниил игумен. За добросовестную работу при скромном вознаграждении благодарные прихожане В.П. Шманаеву готовят прочувствованный благодарственный адрес».

Село Ягренево находится примерно в 7 км. к северу от Переславля, на холме, приблизительно в 2 км. от берега озера Плещеево.

В публикациях Переславской краеведческой инициативы (п.п. 4 и 5) мы видим, что В.П. Шманаев, видимо, в 1909 году (статья опубликована в январе 1910 г.) расписал Богословский храм села Купани, а в 1910 году расписал храм Богородицы Рождественской села Ягренево.

Несмотря на то, что фамилия и инициалы живописца совпадают с фамилией и инициалами брата Дмитрия Петровича Шманаева, его возраст вызывает некоторое сомнение в идентификации родства. Если мы считаем, что Василий Петрович Шманаев приходится старшим братом Дмитрию Петровичу, то его возраст в 1909 году был бы как минимум 93 года. Маловероятно, что брат Дмитрия Петровича мог работать на росписи храмов в таком преклонном возрасте. Этому сомнению способствует и информация из переписки с Михаилом Юрьевичем Шеманаевым.

Он пишет: «То, что я знаю почти наверняка, выглядит так:

В Переславле–Залесском издревле (в XVIII–XIX веке) были известны иконописцы Шеманаевы. Мне попадалась письменная информация, что на рубеже XVIII–XIX веков «иконописец Шеманаев со товарищи расписывал алтарь Даниловского монастыря» в Переславле. То есть, надо понимать, писал иконы для иконостаса. Монастырь сейчас восстанавливают, но из внутреннего убранства ничего не осталось.

Мой прапрадед Шеманаев Василий Петрович на рубеже XIX–XX века оформил настенную роспись Сорокосвяцкой и Введенской церквях в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского (до этого церкви были белёные).

Во время революции 1917 года Введенскую церковь снесли (большевикам зачем-то потребовался кирпич – хотя ничего кирпичного в городе не появилось), а роспись в церкви 40 севастийских мучеников в Рыбаках частично сохранилась до сих пор. Были ли у него братья – ничего не знаю. Родился он примерно в 1840–1845 году. Говорят, отца его звали Петр Васильевич.

Отец говорил, что все в роду Шеманаевых были рыбаками царской артели, ловили в Плещеевом озере уникальную пресноводную царскую селёдку.

Про Василия Петровича мне никто (из живых) ничего конкретного рассказать не смог (не осталось людей, которые его лично помнили). Вроде бы он всю жизнь иконы рисовал, а может, и нет.

pril1gl1prim5-7

Николай Васильевич Шеманаев

В 1870 году у Василия Петровича родился сын – отец моей бабушки Кати, дед моего отца, соответственно мой прадед – Николай Васильевич Шеманаев».

Примерно в 20 лет Николая призвали в армию, он получил офицерское звание (прапорщик?) и должность адъютанта.

Эта фотография Николая Васильевича была прислана Михаилом Юрьевичем несколько позже присылки его легенды о роде Шеманаевых.

В 1895 или в 1896 году Николай Васильевич из армии уходит и сразу женится на Агрипине Ивановне Носковой (1875 года рождения). Отец Агрипины Ивановны – Иван Николаевич Носков был старостой Сорокосвяцкой церкви и другом Шеманаева Василия Петровича. Все звали её Грушей.

Где и кем Николай работал в течение жизни, сказать трудно, предположительно в юности (до революции и немного после) писал иконы, но все вспоминают, что в тридцатые годы он рыбачил в рыбацкой артели (практически до своей смерти в 1955 году).

У Николая был младший брат Алексей и, по-моему, сестра Пелагея. Их потомки живут на правом берегу, но я их, к сожалению, не знаю. Или почти не знаю».

Михаил Юрьевич также настойчиво утверждает, что его предки изначально носили фамилию Шеманаев. Есть несколько фрагментов из переписки, где он повторяет эту мысль.

Например: 1. Легенда.

pril1gl1prim5-8

Сорокосвятская церковь
(церковь Сорока мучеников Севастийских)

«Шеманаевы жили в Великом Новгороде. В городе или в землях Великого Новгородского княжества. Семья была крепкая. Рыбаки.

В ХVI веке (примерно в 1562 году) Иван IV Грозный разгромил Новгород, не признававший его самодержавия. Кого-то убивали на месте и топили в Волхове. Кого-то казнили позже по скорому царскому по суду. Кого-то семьями высылали из Новгородских земель. Опричнина, тудыть её!..

Наш предок, из рода Шеманаев, попал под раздачу. Отца по имени Шеманай казнили.

Было у него три сына, три брата Шеманаевых с семьями. Одного сослали в Переславль-Залесский. Второго – куда-то в район Шуи. Третьего – в Киржач (или типа того). Без права переписки. Без права свиданий. Так разрушилась связь.

Но фамилия осталась без изменений – Шеманаев, фамилию по договорённости берег. Надеялись, что со временем соединятся».

2.  «Папа мне говорил, что с фамилией Шеманаев ходят только наши родственники близкие, далекие очень далекие, но родственники».

3.  «И вот приходите Вы, даёте мне массу информации и говорите, что я искал не ту фамилию. Конечно, буква «Ш» в русском языке читается как «ШЕ». Есть много других соображений, что Вы правы, но мне бы не хотелось «взять не тот след». Когда я искал в архивах Шеманаевых, мне попадались упоминания о Переславских купцах Шманаевых. Но это другая фамилия, считал я, это другой род. У меня не хватит терпения и жизни, что бы исследовать все подряд созвучные роды. И я пропускал всё мимо сознания. (Начинать сначала?) ».

Михаил Юрьевич в третьем фрагменте неправомочно приписывает мне, будто я говорил, что он искал не ту фамилию. Я в переписке указывал на наличие расхождений и просил уточнений, но не говорил, что он искал не ту фамилию.

6) Из Интернета уже в 2012 г. скопирована следующая информация:

Народный каталог православной архитектуры – Переславль-Залесский. Сорокосвятская церковь (церковь Сорока мучеников Севастийских). Год постройки: 1755.

Церковь. Действует. Престолы: Сорока мучеников Севастийских, Рождества Пресвятой Богородицы. Это излюбленный уголок для живописцев в Переславле – место впадения реки Трубеж в озеро, где на речной глади отражается стоящий на берегу красивый храм. Церковь Сорока Святых была построена во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства на средства московских купцов Щелягиных. Некоторые исследователи предполагаю, что нижний этаж более раннего происхождения. Но особо привлекает вниманием декоративным убранством верхняя часть церкви.

pril1gl1prim5-9

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
с. Загорье

С незапамятных времен на этом месте стояло два деревянных храма – «Церковь Святых Четыредесять Мученик на Посаде» (упоминается в 1628 году) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с 1652 года). В приходе второй церкви значилось 82 двора. В 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, построили новый каменный храм с приделом Рождества Богородицы. В приходе церкви состояло около 200 человек. В начале ХХ века в храме появились росписи, выполненные переславским мещанином В.П. Шеманаевым.

Стоит обратить внимание на то, что в 1910 году в статьях Епархиальных ведомостей фамилия живописца писалась В.П.  Шманаев, здесь же она пишется как В.П. Шеманаев.

7) В «Путеводителе по фондам в Российском Государственном архиве древних актов», том 4, страница 325 (архив Нарышкиных) следующая запись: «…извещение Русского для внешней торговли банка в Париже В.Л. и Ф.П. Нарышкиным о переводе им денег от С.Ю. Витте 1905; о найме и увольнении управителей имений, поверенных в делах, архитекторов, садовников и специалистов др. профессий, в т.ч. договор между А.Д.  Нарышкиным и Н.П. Шеманаевым о реставрации последним икон в церкви с.  Загорья Переславль-Залесского у. Владимирской губ. 1870». Из чего следует, что Николай Петрович Шеманаев тоже был иконописцем. Если он приходится братом Дмитрию Петровичу, то его возраст в это время был около 52 лет.

Следует обратить внимание на то, что в этом документе, датированном 1870 годом, фамилия Николая Петровича пишется – Шеманаев, а не Шманаев.






Предыдущая
глава книги

Содержание

Следующая
глава книги




«Бежецкий краеведческий сборник»
Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

Предлагаем стать авторами всем, кто любит и знает родную историю,
всем кому есть чем поделится с земляками, есть что рассказать, есть что показать.


venzel

БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ




Материалы, размещенные на историко-краеведческом сайте «Бежецкий край» служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы cвободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.




Генеагенезис Шеманаевых – Примечания к Главе 1

Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» – 2018 год

SmartTop.info

Сергей Бривер
— редактор и администратор сайта

Станислав Бривер
— технический администратор сайта

Вход на сайт

RSS записей

О сайте