НОВОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СООБЩЕСТВО ПЕРСОНЫ БИБЛИОТЕКА  
  Бежецкий Край
Сайт Бежецкого краеведческого общества
logo_GL 3-ist imena Сайт ТОКО Николаевский Антониев монастырь media

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)


Бежецк театральный Культура Бежецкой земли
 

© Интернет публикация сайта «БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ» 2019 г.


* * * Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени В.С. Попова»
города Бежецка Тверской области


Бежецкое краеведческое общество

 
Театральная жизнь провинциального Бежецка  
Автор работы:
Ибрагимова Дина, ученица 11 класса

Руководитель:
Гужиченко М.А., учитель русского языка и литературы



 
Введение

Самое драгоценное в современном мире — это мир искусства. Знает ли искусство состояние поры и времени? Нет. Оно всегда актуально для его ценителей.

Бесспорно, современный мир, высокие технологии, скоростная передача информации на любые расстояния заставляют человека прибегать к поиску более сложных, технически-оснащенных развлечений. Все больше людей на вопрос: «А любите ли вы театр?» — вряд ли ответят утвердительно. Тем не менее, театр, по-прежнему, живет. Конечно, он трансформируется, чтобы донести наиболее полно до человека ту или иную информацию. Но основная идея театра (где есть сцена, актеры — это живые люди, обладающие талантом и, самое главное, есть зрители и ценители искусства) актуальна.

Этому виду искусства не страшны перемены, которые в жизнь людей неизбежно привносит время! Мир театра — самое драгоценное, что есть у человека.

В театре возможно всё: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие – все богатства эмоциональных проявлений и потрясений человеческой души.

В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр зритель становится не созидателем уже созданного, а непосредственным соучастником творчества. Он активно вовлечён театром в живой и волнующий процесс самого создания сценического произведения – спектакля. Ведь спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когда раскрывается перед зрителем театральный занавес. И перестаёт существовать, когда занавес закрывается, когда пустеет зрительный зал, и потухают театральные огни.

В 50–60-х годах прошлого века о бежецком народном театре много писали и говорили. Бежечане с удовольствием посещали спектакли, а многие даже участвовали в них. Рабочие и служащие, школьники и студенты после трудового дня не спешили домой, а шли на репетиции, где не только заучивали роли, но и общались, отдыхали в дружной актёрской семье.

Нужен ли театр современной молодёжи, когда на смену живому общению пришли компьютерные игры и социальные сети? – на этот вопрос мы и попытались ответить в своём исследовании, проследив историю зарождения и существования театра в нашем городе.

Гипотеза: Создание народного театра в нашем городе расширило возможности для повышения уровня общей культуры населения.

Объектом нашего исследования является театральное искусство Бежецкого района.

Предметом исследования стало становление народного театра под руководством Н.В. Виноградова.

Цели исследования: определить историческое место и роль театра в культурной жизни города Бежецка, выявить и проанализировать основные социальные проблемы театрального искусства провинциального города на сегодняшний день.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач исследования:

  • Выявить, изучить литературу, архивные материалы периодической печати по данной теме;
  • Исследовать основные проблемы театрального искусства г. Бежецка на сегодняшний день;
  • Выяснить роль театра в деле культурного развития современной молодёжи.

Также предполагалось выяснить: с чего начиналась театральная жизнь нашего города, кто стоял у истоков создания самодеятельных театров, где проходили первые спектакли, кто входил в состав первых театральных трупп.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • Анализ архивных и литературных источников;
  • Исторический метод;
  • Беседы, встречи с бывшим руководителем народного театра Александрой Ивановной Романчук, старейшей актрисой народного театра в Бежецке и старейшей жительницей нашего города Надеждой Владимировной Лазаревой.
 
Основная часть Северный передвижной театр и гимназические драматические кружки Бежецка
 
Театральная жизнь
Артисты спектакля «Сон услады», 1919 год

 
Театральная жизнь
Артисты спектакля «Сон услады», 1919 год

Для того чтобы узнать что такое «театр», мы обратились к толковому словарю Ожегова. Вот какое определение мы нашли:

«Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров».

Великий писатель, обновитель русской сцены А.Н. Островский видел в театре большее, чем подмостки для своих пьес. Он видел в нём огромное средство просвещения, воспитания и объединения народа, «объединяющую людей форму жизни».

Наш провинциальный город Бежецк имеет давние театральные традиции. Сохранилась открытка, датированная 1912 годом, в которой неизвестная учительница пишет о том, что на Рождество посещает бежецкий театр: «… у нас всё Рождество ставят спектакли артисты из Северного передвижного театра. Ставят новые пьесы и довольно сносно играют».

Доподлинно известно, что в учебных заведениях города в то время работали драматические кружки. В личных архивах краеведов сохранились фотографии спектакля «Сон услады» выпускниц 7 класса Бежецкой женской гимназии, датированных 18–19 февраля 1919 года.

В карточке артистов названы имена гимназисток, среди которых в роли русалок: В. Постникова, Ю. Диевская, Л. Орлова, Н. Иванова, Ф. Мастник.

Театральная жизнь
Карточка артистов спектакля «Сон услады»
Театральная жизнь
Почтовая открытка 1912 года

 
Театральная жизнь
Фрагмент открытки 1912 года
 
Культурная жизнь Бежецка первых лет советской власти

Всеобщий подъём жизненных сил распространился по стране после 1917 года, словно вопреки голоду и разрухе. Почти сразу после революционных событий началась активная работа по созданию новой советской культуры.

Волна огромного энтузиазма докатилась и до провинциальных центров. Бежецк – маленький городок на Мологе – тоже не оказался в стороне. В первые годы Советской власти Бежецк называли «второй Украиной» – здесь не только не голодали, более того, в Бежецке можно было купить продукты по недорогой цене и как-то прокормиться. Кроме того, с гастрольными артистами здесь по преимуществу расплачивались «натурой» - яйцами, молоком, сыром и маслом, поэтому спасаясь от разрухи и голода, в Бежецк начали приезжать столичные актёры, музыканты, учителя, врачи – с семьями и родственниками. Они существенно повлияли на культурную жизнь города в первые послереволюционные годы.

Среди приехавших в Бежецк артистов были даже оперные. Краевед С. Сенин называет семью оперных педагогов Щуровых /Михаил Иванович Щуров (1887–?) оперный певец, засл. артист РСФСР. В 1914–1915 гг. пел в Оперном театре Зимина, в 1922–1925 гг. – в оперной студии Ленинградской консерватории, затем – в оперных театрах многих городов/, оперных певцов Александра Мозжухина /Александр Ильич Мозжухин (1878–1952) – оперный певец, бас-баритон/ и Николая Шевелёва /Николай Артемьевич Шевелёв (1869–1929) – певец (баритон). В 1896–1913 гг. – солист Московской частной русской оперы, Оперной антрепризы Гвиди в Петербурге, Оперного театра Зимина в Москве/, А. Нечаева /тенор, на одном из вечеров исполнял арию из оперы Римского-Корсакова «Майская ночь/, а также имена артистов Н. Бордюг, А. Тимофеевой, Е. Юнкер, личности которых не удалось установить.

В Бежецке некоторое время жил и выступал известный кинодекламатор Соломон Акарский. В то время кинодекламаторы озвучивали кинокартины чтением стихов или прозы, игрой на музыкальном инструменте – скрипки или фортепиано. В Бежецке Акарский был любимцем театральной публики: он и играл в спектаклях, и ставил их.

Сюда приезжал из Петрограда театральный режиссёр и педагог Константин Тверской (наст. фамилия Кузьмин-Караваев, 1890–1937), незадолго до этого работавший в студии биомеханики Мейерхольда.

На бежецкой сцене выступал известный актёр Владимир Давыдов (наст. имя и фамилия Иван Николаевич Горелов, 1849–1925) – крупнейший представитель русской реалистической школы, исполнитель ролей Фамусова, Хлестакова, Городничего, Фирса.

В первые годы советской власти в Бежецке выступали с гастролями артисты из губернского центра и столичных городов. По сообщению газеты «Бежецкая жизнь», 13 ноября 1919 года здесь состоялся концерт тверских артистов; 11 мая 1920 года – актёров Петроградского государственного театра1 среди которых газета называет Анну Мейчик, И.А. Венгерову, Толмачевского, Курзнера.

Общее руководство деятельностью организаций культуры в Бежецке осуществлял подотдел искусств при отделе народного образования; в 1920 году отдел наробраза возглавлял А.И. Михайлов, историк и недавний выпускник историко-филологического факультета Московского университета.

Театральная жизнь
Бежецкая театральная труппа в саду «Металлист», 1929 г.

Культурно-просветительские мероприятия проходили в зале Совета народного хозяйства (ныне Дом культуры), а также в здании 2-й советской школы (ныне ДДЮ), культурно-просветительского клуба рабочих (Большая ул., 21, отд. комната), гарнизонного клуба имени III Интернационала (ныне педагогический колледж), Бежецкого педтехникума (первоначально Бежецкие постоянные учительские курсы, ныне здание городской больницы) и клуба «Металлист» (во дворе домов 15-25 по Большой улице).

В 1920-х годах в городе действовали:
культурно-просветительский кружок, образовавшийся в Бежецке до 1917 года,
театр «Пролеткульт» (потом «Красная звезда»), возникший в 1919 году и располагавшийся в кинематографе «Доброволец»,
научное общество по изучению местного края (организатор и первый председатель А.И. Михайлов),
литературно-художественное общество, впоследствии известное как Союз поэтов (почётным председателем которого был избран Н.С. Гумилёв),
музыкальный ансамбль Персимфанс, существовавший с 1921 года, которым руководил учитель химии Владимир Михайлович Переслегин,
молодёжное объединение «Синяя блуза», возникшее в 1927 году.
Театральная жизнь
Реальное училище, 1913 год
Пятый слева во втором ряду – А. Самохвалов

Очевидно, что культурная жизнь в первые годы Советской власти в маленьком уездном Бежецке буквально била ключом! Здесь, на своей малой родине, в 1918 году оказался молодой выпускник архитектурного факультета Высшего художественного училища при Академии художеств Александр Самохвалов. Он вспоминал, что культурно-просветительская жизнь в Бежецке была настолько интенсивной, что заставила городское начальство всерьёз задуматься о новом здании для проведения культурных мероприятий. Самохвалову заказали сделать проект нового Дворца Советов с залом собраний на две тысячи мест и театральной сценой. Он увлёкся идеей и выполнил проект за очень короткий срок, однако, тот так и не был реализован2.

В книге «Мой творческий путь» Александр Самохвалов так вспоминает о культурной жизни Бежецка в этот период: «В нашем городе я встретился с носителями высочайшей по тому времени культуры в лице директора реального училища Измаила Матвеевича Максакова, который познакомил меня с поэзией Блока, символистов и поэтов запада… А Николай Иванович Рюриков – преподаватель реального училища – сообщил мне о многих современных русских писателях… А в советское время с Сергеем Митрофановичем Городецким я провёл целую ночь в городском саду и на улицах Бежецка в горячей беседе о великой эпохе, которую открыла революция…».

И ещё: «В Бежецке образовалась группа, которая сформировалась как школа живописи и скульптуры, с одной стороны, и как группа, в которой могли проявляться артистические склонности и стремления молодёжи. Мы даже не пытались обращаться к классике. Это были оригинальные выступления, миниатюрные и в какой-то мере экспромтные. Руководил этим делом Алексей Попович – театральный работник из Петрограда. В одной миниатюрной пьесе в духе commedia dell' arte под чтение Поповича разыгрывалась пантомима. Но действующие лица представляли публике себя сами. Так, Панталоне объявил зрителям о себе стихами:

Пред вами старый Панталоне…
За изученьем скучной роли
Давно состарился в вагоне
В поездках разных на гастроли…

Эти, как и другие стихи пьесы, сочинил я. Было это так давно, что теперь мне всё это кажется удивительным. И в Петрограде, и в Москве, и вот в Бежецке, наверное, во множестве других городов происходило какое-то стихийное устремление к объединениям на эстрадной самодеятельно-творческой почве…»

 
«Синяя блуза»

Особо хочется сказать несколько слов об агитационных эстрадных театральных коллективах, пропагандирующих революцию и новое революционное массовое искусство, существовавшие по всей стране с начала 1920-х по 1933 года, – так называемая «Синяя блуза».

Театральная жизнь
Активисты «Синей блузы» Бежецка, 1928 год

Первый коллектив под названием «Синя блуза» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики, на базе «живой газеты», все участники которой выступали в синей блузе – обычной одежде и символе рабочих. Инициатором движения, его создателем, автором и одним из исполнителей был Борис Южанин. Очень скоро аналогичные группы возникли и в других городах, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны, некоторые группы гастролировали даже за рубежом.

Были такие коллективы и в Бежецке, и даже в районе. На первой фотографии изображены активисты «Синей блузы» Бежецка. Фотография сделана 9 мая 1928 года.

Театральная жизнь
Бежецкие «синеблузники», 1929 год

Вот имена «синеблузников»: в нижнем ряду /слева направо/: Морозова Анна, Дорохова Мария, Горохова Анна, Соловьёва Александра, Иванова Татьяна, Орлова Нина, Косяк Надежда. В среднем ряду: Чиркунов Алексей, Романов Алексей, Фалин Иван, Озеров Николай, Дроздов Иван, Чубаровский Алексей, Зайцев Алексей, Соболев Пётр, Ререн Георгий. В верхнем ряду: Голубев Николай, Мазов Василий, Флейшман Дина, Нилушков (Нилушкин) Сергей, Почтарёв Сергей.

Театральная жизнь
«Синяя блуза» в Еськах, 1935 год
Руководитель Н. Голычев в центре
Субботина В.М. – 3 ряд 2 слева
Цапалина (Антимонова) З.А. – 3 ряд 1-я справа

На второй фотографии – бежецкие «синеблузники» в здании бывшей земской управы 27 апреля 1929 года: Скоплина Екатерина, Соловьёва Александра, Романов Алексей, Фалин Иван, Дроздов Иван, Зайцев Алексей, Ререн Георгий, Голубев Николай, Нилушков (Нилушкин) Сергей (начальник клуба), Почтарёв Сергей (художник-оформитель), Соколова Фаина, Догмарова Александра, лобанова Ольга Павловна /третья слева в 3-м ряду/, Шаброва Александра, Белова (Горохова) Анна, Симакова, Орлов Алексей, Конашенко Пётр, Чубаровский Борис, Смирнов Василий, Конашенко Николай, Шнырёв Владимир, Тарасов Борис /третий слева в верхнем ряду/, Румянцев Николай3.

 
Народный театр
Театральная жизнь
Н.В. Виноградов

Театр в Бежецке начался с приездом в город в 1936 году Николая Васильевича Виноградова. Он был первым режиссёром, преподнёсшим бежецкому зрителю прекраснейшие постановки русских классиков и советских драматургов. В концертный зал или, как тогда говорили, в театр «ГАРО» (театр работал при заводе гаражного оборудования, ныне «АСО»), ходили семьями, надевая самые лучшие наряды, словно на праздник. По сути своей это так и было – праздник души.

На бежецкой сцене нашли воплощение спектакли, по праву входящие в сокровищницу театрального искусства: «Оптимистическая трагедия», В. Вишневского, «Русские люди» К. Симонова, «Егор Булычёв и другие» М. Горького, «Лес» А. Островского и многие другие.

Участниками драматического коллектива были рабочие и служащие: слесари, мастера-строители, электрики, инженеры, медики, – а также учащиеся школ и техникумов, городская интеллигенция. Занимались увлечённо, отдавая театру всё свободное время.

Старожилы города ещё помнят самодеятельных артистов В. Балашову, П. Комарова, Г. Малинину, О. Луковкина, Ю. Корнильева, Л. Панину, Н. Пудову, М. Смирнова, В. Мисинина, Г. Нечаева, В. Зимина, С. Айкашева, В. Филимонова.

Театральная жизнь
7 ноября 1967 г. В роли вождя революции Н.В. Виноградов 

В феврале 1960 года драматическому коллективу завода «АСО» было присвоено звание народного за постановку пьесы М.Шатрова «Именем революции», в которой В.И. Ленина блистательно исполнил сам режиссёр-постановщик Н.В. Виноградов. Кстати, Николай Васильевич долгое время был известен в театральных кругах Москвы как исполнитель роли вождя Октябрьской революции, а старожилы города до сих пор рассказывают своим внукам и правнукам о демонстрации, колонну которой возглавлял грузовик со стоящим в кузове вождём революции, в роли которого выступал бежецкий режиссёр.

Надо отметить, что на премьеры спектаклей приезжали в Бежецк и знаменитые актёры, например в 1967 году – Павел Кадочников, в 1968-м – Любовь Орлова. Сами актёры ездили по деревням и сёлам, показывая свои спектакли колхозникам и колхозницам, с радостью приходившими после тяжёлого трудового дня в клуб.

Театральная жизнь
Коллектив театра, 60-е годы

Несколько лет руководила коллективом режиссёр-любитель Капиталина Сергеевна Зрентьева. Тогда были поставлены спектакли «Лес» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Одна берёза знает» В. Молодцова.

Затем эстафета руководства перешла к Александре Ивановне Романчук. Она пришла в театр десятилетней девочкой. Здесь она и выросла вместе со своими ролями. А их было сыграно немало. Это и роль Зои в «Зое Космодемьянской», и Димки в «Димке-Невидимки», Анфисы и Химки в «Женитьбе Бальзаминова», Катерины в «Грозе» А.Н.Островского, Ольги в спектакле «Миллион за улыбку» Н. Винникова, Натальи и Нины в «Сохрани мою тайну» В. Собко. От простого детского любопытства и желания быть на сцене развилось в ней то чувство, которое в более старшем возрасте определилось как призвание.

Театральная жизнь
«Снежная королева», 1967 год

Пробы себя в режиссуре принесли желаемый результат. Медалями и званием Лауреата 2-го Всесоюзного фестиваля Народного творчества были удостоены в 1987 году и режиссёр, и участники спектакля В. Собко «Сохрани мою тайну».

Период с 1987-го по 1995-й год был не лучшим в жизни Народного театра. Менялись режиссёры, руководители театра. И опять на помощь своему родному коллективу пришла Александра Ивановна Романчук. В 1995 году коллектив постановкой пьесы Е. Шварца «Два клёна» подтвердил звание народного театра.

Неоднократно, в 2001-м, 2004-м, 2007-м годах, наш бежецкий театр подтверждал звание народного, каждый раз доказывая свой профессионализм4.

При театре работал и детский сектор, на протяжении многих лет возглавляла который Татьяна Валентиновна Кузнецова.

 
Заключение

Можно сказать, что театральная жизнь нашего провинциального города Бежецка некогда «била ключом». Самодеятельные кружки в разных учебных заведениях, агитационные эстрадные театральные коллективы и, наконец, драматический театр, по праву заслуживший звание народного и просуществовавший более 60 лет.

Театр, всячески поддерживаемый заводом гаражного оборудования, был нужен бежечанам в тяжёлые послевоенные времена, в 60 и 70-е годы прошлого века. Отработав смену, не зная усталости, шли рабочие на репетиции, разучивали роли, изготавливали декорации, шили костюмы. Несомненно, театр повышал их культурный уровень, учил общению, придавал смысл жизни.

«Многому научил меня наш театр, – писал в газете инженер БОЭЗа Ю.Корнильев, – научил думать над каждой ролью, научил искусству сценического перевоплощения. Я играл разные роли: Сказочника из «Снежной королевы», Медведя из «Двух клёнов», Геннадия из «Миллиона за улыбку». С режиссёром мы часто ведём творческие споры и приходим к истине. Без этого невозможна работа над спектаклем. Сцену я очень люблю и много свободного времени отдаю родному народному. Театр – это моя радость, моя боль, моя любовь».

В последние десятилетия театральная жизнь нашего города представлена театральными постановками Ю. Сазонова, Н. Горевой, И. Новиковой. Так нужен ли театр современной молодёжи? С этим вопросом мы обратились к ученикам МОУ СОШ №2 им. В.С. Попова. Отрадно было услышать, что около 76% школьников ответили на этот вопрос положительно: театр обогащает их внутренний мир, доставляет людям радость, заставляет их чувствовать, учит сострадать, переживать, учит быть человечными.

Однако, следует отметить, что театральная жизнь нашего города, в связи с уходом на пенсию режиссёра А.И. Романчук, со смертью Ю. Сазонова, Т.В. Кузнецовой, несколько угасла. В образовательных учреждениях некому вести драматические кружки. Да и прежние формы работы с учениками уже несколько устарели, поэтому в своей школе мы решили создать новый вид драматического искусства. Путём соединения краеведения, музейной педагогики и духовных традиций русского народа, мы организовали Музей русской избы, где проводим театрализованные православные и народные праздники для малышей города. Результат таков: за четыре месяца нашей работы в качестве драмколлектива мы провели 9 представлений для воспитанников дошкольных образовательных учреждений №9, №10, а также для обучающихся нашей начальной школы. Мы показали им представления «Рождество в русской избе», а также «День рождения Домового», чем заслужили радостные и восхищённые взгляды малышей, а также много положительных отзывов от родителей и воспитателей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что любовь к театру надо воспитывать с самого раннего возраста, пока ещё не угасла детская любознательность и восприимчивость ко всему хорошему.

 
 
 
 
 
 



Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

Предлагаем стать авторами всем, кто любит и знает родную историю,
всем кому есть чем поделится с земляками, есть что рассказать, есть что показать.


venzel

БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ




Материалы, размещенные на историко-краеведческом сайте «Бежецкий край», служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы cвободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.





Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» – 2020 год
Театральная жизнь провинциального Бежецка – 29.01.2020
SmartTop.info
Сергей Бривер
— редактор и администратор сайта
Вход в консоль

Политика конфиденциальности