Б К
Сайт Бежецкого краеведческого общества
 
Слайдер
logo_GL 3-ist imena Сайт ТОКО Николаевский Антониев монастырь media

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)


Бежецк театральный Культура Бежецкой земли
 

© Интернет публикация сайта «БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ» 2019 г.


* * *
 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени В.С. Попова»
города Бежецка Тверской области


Бежецкое краеведческое общество Театральная династия Виноградовых

 
Авторы работы:
Горев Глеб, ученик 8 класса;
Виноградова Ирина, ученица 11 класса

Руководители:
Гужиченко М.А., учитель русского языка и литературы;
Пиракова Ю.Ю


 
ВВЕДЕНИЕ

«Любите ли вы театр? – Нет, любители вы театр так, как люблю его я?» - спрашивала героиня Татьяны Дорониной в одном черно-белом кино. Уверена, что многие бежечане ответили бы на этот вопрос утвердительно. Театр в нашем городе любят и стар и млад. В 60-70-е года прошлого столетия чуть ли не в каждом Доме культуры, сельском клубе был свой театральный коллектив. Студию под руководством режиссера Н. В. Виноградова знали не только в области, но и в других городах России. На спектакли, поставленные этим режиссером, ходили семьями, с друзьями и соседями. Нынешние самодеятельные артисты Бежецка не сдают позиции, завоеванные их дедами, и отцами. С 2004-й по 2009-й годы в нашем городе работал народный театр «Шутники», которым руководила режиссер Нина Петровна Горева. Любовь к театральному искусству заложена у неё генетически, она – внучка вышеупомянутого Н.В. Виноградова. Поэтому выбор профессии был определен с детства.

В нашей школе учились и учатся дети и племянники Нины Петровны, то есть правнуки Николая Васильевича. Старший сын Нины Петровны тоже пошёл по стопам деда.

2019 год объявлен в России годом Театра, поэтому мы решили собрать информацию о знаменитой бежецкой театральной династии, особое внимание уделив основателю народного театра в нашем городе.

Цель: подготовка информационного материала о знаменитой театральной династии Бежецка.

Предмет исследования: семья основателя бежецкого театра Николая Васильевича Виноградова.

Задачи:

Собрать информацию о народном театре нашего города и его основателе,

Собрать фотоматериал, документальный материал,

Переработать полученную информацию и опубликовать на сайте «Бежецкий край».


Срок реализации: январь – апрель.

 
1936 год – год основания театра при клубе завода АГО
Н.В. Виноградов
Виноградов Н.В.

Годом основания бежецкого театра считается 1936-й. Первым режиссёром, преподнёсшим бежецкому зрителю прекраснейшие постановки русских классиков и советских драматургов, был Николай Васильевич Виноградов. В концертный зал или, как тогда говорили, в театр АГО (театр работал при заводе гаражного оборудования, ныне «АСО»), ходили семьями, надевая самые лучшие наряды, словно на праздник. По сути своей это так и было – праздник души.


На бежецкой сцене нашли воплощение спектакли, по праву входящие в сокровищницу театрального искусства: «Оптимистическая трагедия», В. Вишневского, «Русские люди» К. Симонова, «Егор Булычёв и другие» М. Горького, «Лес» А. Островского и многие другие.

Участниками драматического коллектива были рабочие и служащие: слесари, мастера-строители, электрики, инженеры, медики, – а также учащиеся школ и техникумов, городская интеллигенция. Занимались увлечённо, отдавая театру всё свободное время.

Старожилы города ещё помнят самодеятельных артистов В. Балашову, П. Комарова, Г. Малинину, О. Луковкина, Ю. Корнильева, Л. Панину, Н. Пудову, М. Смирнова, В. Мисинина, Г. Нечаева, В. Зимина, С. Айкашева, В. Филимонова.

В феврале 1960 года драматическому коллективу завода АГО было присвоено звание народного за постановку пьесы М. Шатрова «Именем революции», в которой В.И. Ленина блистательно исполнил сам режиссёр-постановщик Н.В. Виноградов. Кстати, Николай Васильевич долгое время был известен в театральных кругах Москвы как исполнитель роли вождя Октябрьской революции, а старожилы города до сих пор рассказывают своим внукам и правнукам о демонстрации, колонну которой возглавлял грузовик со стоящим в кузове вождём революции, в роли которого выступал бежецкий режиссёр.

Надо отметить, что на премьеры спектаклей приезжали в Бежецк и знаменитые актёры, например в 1967 году – Павел Кадочников, в 1968-м – Любовь Орлова. Сами актёры ездили по деревням и сёлам, показывая свои спектакли колхозникам и колхозницам, с радостью приходившими после тяжёлого трудового дня в клуб.


Н.В. Виноградов
7 ноября 1967 г.
В роли вождя революции Н.В. Виноградов
Н.В. Виноградов
Любовь Орлова в Бежецке, 1968 год
 
 
Николай Васильевич Виноградов
Н.В. Виноградов
1928 год. Тверь
Клуб им. Ленинского комсомола

Николай Васильевич Виноградов родился 11 октября 1912 года в Твери, в семье рабочих. В 1930 году окончил 7 классов НСШ г. Калинина. Потом поступил в театральный техникум при Доме актеров, где проучился два года. Работать начал на ткацкой фабрике в Твери, одновременно посещая театральный клуб имени Ленинского комсомола. С октября 1931 года Николай Васильевич стал актёром областного театра.

В 1932 году Виноградов уехал в Бежецк для обмена опытом. Здесь и познакомился он со своей будущей женой Ниной Петровной Плотниковой. Вернее, их познакомил сосед Басков, который потом всю жизнь оставался другом семьи. Они были молоды, прекрасны, полны романтики и оптимизма. Когда им было по 20, у них родилась первая дочь. Вообще до войны в семье Виноградовых было уже трое детей.

В июле 1941 года Николай Виноградов был призван на фронт. Служил младшим политруком в резервной бригаде. Был начальником клуба, замполитом роты. После окончания курсов во втором пехотном Ленинградском училище он получил военную специальность и звание лейтенанта. Был направлен на Карельский фронт, в полк. После выхода Финляндии из войны корпус был направлен на доформирование в Шахунью, а оттуда – в Польшу, на 2-й Белорусский фронт.


 
Фронтовой дневник Виноградова Николая Васильевича (предоставлен дочерью Еленой Николаевной Бучневой)
Н.В. Виноградов
1941 год

«14 января 1945 года.

Мы находимся в Горьковской области, город Шахунья – городок очень мал и грязный. Наше место от городка 12 км. Здесь идет учёба и подготовка на фронт. В этом полку я нахожусь уже с октября 1944 года…»


Н.В. Виноградов
Военный дневник Н.В. Виноградова

Так начинается военный дневник моего отца, 1912 года рождения, ушедшего на фронт 22 июля 1941 года и воевавшего до 24 марта 1945 года. Дома его ждали жена, моя мама – Нина Петровна – и трое детишек: 6 лет, 4 лет и родившаяся 22 июля 1941 года дочка, которую он увидел только через 4 года. Этот дневник – наша семейная реликвия.

Умер отец в 1973 году после тяжёлой болезни. Я закончила среднюю школу в городе Бежецке Калининской области и поступила в МГУ на филологический факультет, осенью 1971 года мама вдруг сообщает, что отец в госпитале в Калинине (Твери) и что ему ампутировали обе ноги. «В войну в 1945 спасли ногу после тяжелейшего ранения, а спустя двадцать лет ампутировали обе», - помню, именно так сказала мама. Мне было всего 17 лет, я была его младшей дочкой, но папа даже с сыновьями никогда не говорил о войне. Еще не принято было приглашать на школьные собрания героев войны, еще много их, воинов, безногих, раскатывало по улицам города на тележках с колесиками в руках для управления. И я, конечно, пропустила этот момент истины – чтобы папа сам рассказал о войне. Чтобы я увидела в нём героя, солдата, отстоявшего свободу нашего Отечества, подарившего мне возможность учиться в лучшем вузе страны. Случайно обнаружив старую, пожелтевшую тетрадку с его не очень разборчивым почерком, я долго боялась приступить к чтению потертых страниц.

А начав читать, я каждый раз погружалась в атмосферу того военного времени. Герои папиных рассказов вставали передо мной как живые.


«16 января 1945 года.

Находимся в пути. Пока у нас всё в порядке. Простоял 70 км от станции Свечи до станции Шарья. Поезд шел замечательно. «Сикира – Школьник – Панфилов» в центре внимания, звучат одна за другой украинские песни. Панфилов сказал: «Старики начали, а молодым закончить». Сикира подхватил этот вызов и запел: «Запрягайте, хлопцы, кони…», его молодёжь поддержала…»


Н.В. Виноградов
Лейтенант Виноградов (в центре)

Читаю дневник, сверяюсь с исторической хроникой. Мой отец – лейтенант Виноградов выехал из Горьковской области, город Шахунья, где проходила переформирование и пополнение 310-я Новгородская стрелковая дивизия после вывода её из состава Карельского фронта. Он был командиром взвода роты автоматчиков 1084 стрелкового полка в составе этой дивизии. Дивизию перебрасывали в Польшу, в состав 134 стрелкового корпуса 19 армии 2 Белорусского фронта. Фронт проводил Восточно-Померанскую операцию.


«12 марта 1945 года.

За – Кёзлин (позже – Кошалин) – наш 1 батальон проявил себя. Ребята дрались хорошо. В приказе И.Сталина войска нашей дивизии получили благодарность, в том числе наш полк также получил благодарность. В боях за город Бублиц (позже – Боболице) вторая благодарность от Сталина. У всех настроение приподнятое. Хорошо. В бой идут с охотой – от мала до велика.

16 марта 1945 года.

Сегодня дважды ходил на КП – 82 сп (1082 стр. полк). Идет подготовка к наступлению. Получен приказ Рокоссовского. Все войска приводят в боевую готовность. Ночь проходит в боевой тревоге – ребята пишут письма домой, говорят шутки, агитатор полка вешает плакаты на дорожках, где ходят бойцы: «Мы на немецкой земле». «Берлин не за горами» и т.д.

Н.В. Виноградов
Восточно-Померанская операция

21 марта 1945 года.

Сам К.К. Рокоссовский прибыл на прорыв этой обороны. Гдыня – Дангуня (Данциг) – наш фронт прорывает линию к Балтийскому морю. Этот день трудно забыть. Было 1 час 30 минут артподготовки всех видов орудий. В воздух как воробьи летели снаряды от «катюш». Самолетов было много. И всё это на немцев. Земля содрогалась от разрывов. Земля «ходила» как морская волна. Войска были воодушевлены одним порывом – прорвать оборону.

И этот час настал. 9.00 сыграла «катюша» – она дала сигнал. В воздухе 45 минут стоял «ад». Стреляли все виды арт. оружия от 45 до 120: и «катюши», и «ванюши». После арт-огня поднялась наша прославленная пехота. Войска встали и пошли. В поле заколыхались красные полковые знамена. Могучее русское «Ура!» прогремело впереди.

Штурм немецких окопов и блиндажей был настолько оглушительный, что немец не мог сообразить, что происходит. А когда пленных стали спрашивать об артподготовке, они все кричали и мотали головами, приговаривая: «Карош – гут»…»


Русские, украинцы, молдаване, таджики, белорусы, узбеки – советские солдаты; они вместе воевали за свою Родину, в редкие минуты отдыха веселились, пели, плясали, писали письма, проявляли интерес к традициям народов, на землю которых их привела война.


«4 февраля 1945 года.

Воскресенье. Утром собираемся с Виктором в Костёл. Играет орган – мотив тяжёл. Люди, войдя в церковь, встают на одно колено. Народу много. Вера здесь католическая. В костёл идут мал и большой. Служба идёт один час. Каждый час она особая, разная. Мы ради любопытства прослушали две службы. Во второй службе молитву пел баритон. Красивый мягкий голос…»


Солдаты войны. Вот они как есть – живые, ожидаемые дома, любимые жёнами, мамами, сестрами. Они мужчины. Не раздумывая, пошли воевать за свою семью, за будущую жизнь. И жить они хотели не меньше, чем мы все сейчас. Сейчас, когда, прочитав или посмотрев фильм про войну, стараешься забыть ужасы, переключить свое внимание на мирные события. Потому что если все время думать об этом, то можно сойти с ума. От горя, что нельзя ничего исправить, что нельзя сказать папе, что он – герой, что я прочитала его дневник, поняла его наконец-то. Что винюсь перед ним за то, что не слушалась, не чтила, не угождала, а надо было. Он должен был знать, что мы ценим их за то, что они сделали, что мы знаем, как им было тяжело и горько умирать в молодые годы, что… Мало ли чего можно сказать солдатам, выстоявшим в страшные, суровые, грозные года войны. Все равно никаких слов не хватит, чтобы вымерить чувство благодарности и поклонения перед их подвигом.


«24 февраля 1945 года.

Мы на Германской территории. Померания. Кругом никого. Далеко гудит арт. Огонь – и земля содрогается от разрывов снарядов.

Утром в 10.00 «катюша» дала знать о себе. Шла разведка боем – арт.огонь 30 минут. Мы находимся в населённом пункте Вильхемструк, здесь некогда бывали прусаки. Но сейчас их нет. Ждем приказа на бой. Ночевали на полу в сене – в теплоте «не в обиде».

Утром ужасная погода, снег и буран. Он тает, вода – ноги мокрые. У всех настроение приподнятое. Оборона немцев прорвана, войска вступили в Померанию – немецчину.

Н.В. Виноградов
1945 год

15 марта 1945 года.

Этот день я не забуду никогда. Ибо он был для меня знаменательным, меня «благословили» немцы. Мой ординарец-связной вырыл окопчик, а сам ушел за обедом. Я лежу в окопчике, ни о чем не думаю. Как это иногда бывает – вдруг меня кто-то поднимает вверх и быстро опускает. Потом зарыл, шапку скинул. В ушах звон, ничего не слышу. В глазах рябит. И через несколько минут прихожу в себя. Оказывается – где я раньше хотел выкопать окопчик, попал снаряд 120 мм мины. Сделал воронку в метр, землю осыпал, и земля обвалилась на меня, снаряд упал в 40 см и этим мне спас жизнь. Всё поле смотрело на меня как на мертвеца. Приходят танкисты, улыбаются: «Счастливец ты». Но я плохо что-то соображал. День прошел хорошо, звон постепенно проходил. Несколько часов спал, хорошо пообедал и вновь чувствовал себя хорошо.

Немцы нас беспокоят. Но мы здесь крепко обосновались.


22 марта 1945 года.

Ночь идёт с боями. Немцы сдаются пачками. Мы на высокой горе. Мы слышим, как наши передают по радио немцам ряд – известия – слышим музыку. Спать не хочется. Стоит чудесная весна. Ночью я часто прохожу по своим окопам – проверяю бойцов.

Впереди лес и поворот. На рельсах стоит разбитый поезд. Ночные самолеты «У-2» делают чудеса, стреляют и их огонь (отблеск) виден, когда самолёт уже отлетает на большое расстояние. С земли огонь хорошо наблюдать, как между звезд летают наши самолеты. Их много. Немцы их боятся. «У-2», «Черепаха» делает чудеса. (В те дни на этом направлении «работал» 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк – «ночные ведьмы»)

В лесах идет усиленный бой. Немцы оставляют заслоны, но мы их быстро ликвидируем. Вся борьба идет в лесах. Попадается новый вид оружия – «Фауст-патрон». Немцы их бросают как болванки в городки.

Нас остаётся всё меньше и меньше. Но мы все-таки двигаемся к Гдыни…».


5 апреля 1945 года за храбрость и мужество, проявленные в боях, Николай Васильевич был представлен к ордену «Красной звезды».

 
После войны

После Победы Николай Васильевич вернулся в Бежецк, где его ждала семья: жена и трое детей. Вскоре в семье Виноградовых родилось ещё двое детей.

С 1948-го по 1950-й год Николай Васильевич посещал двухгодичные режиссёрские курсы заочного обучения при Всесоюзном Доме народного творчества имени Н. К. Крупской в Москве. А затем окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Режиссёр народного театра». Стоял на учете, как исполнитель роли Ленина.

Н.В. Виноградов
Семья Виноградовых
 
Н.В. Виноградов
На курсах в Центральном институте Кульпросветработы
в Москве (Н.В. Виноградов в первом ряду третий справа)
Н.В. Виноградов
 

Долгие годы Николай Васильевич занимался художественной самодеятельностью, а с 1947 года стал руководителем драмкружка при заводе «АГО». В 1960-м году этот драматический коллектив под его руководством получил звание народного. Всю свою жизнь, до самой смерти в 1973 году после ампутации ног, Виноградов посвятил Народному театру.

Елена Бучнева (Виноградова) вспоминает о маме:

«Мама. Её давно нет со мной, но я ловлю себя на мысли, что я с ней часто разговариваю. Вот сейчас бы я знала, что спросить у неё, что обсудить. Ей было нелегко, в войну осталась одна с тремя маленькими детьми, сохранила их, дождалась мужа, и родились еще двое: мы с братом. Мама большую часть жизни работала нотариусом, и я помню, как к ней часто приходили люди просто за советом, как быть, что предпринять, какие документы собрать. И мама, отставив в сторону домашние дела, садилась и разбиралась тут же с чужими проблемами. Мамуля обожала всех своих внуков (а было их 13), когда летом они собирались в её доме, было очень весело. Она умудрялась всех накормить-напоить. Мама научила меня шить, а в юности у меня всегда были самые модные платья. И на выпускной она сшила мне платье «а-ля Наташа Ростова». С фото в журнале сняли фасон и готово. Мама, мамочка, я всё помню, за всё благодарю. Прости меня, родная моя!»

Н.В. Виноградов
Отец и дочь Лена
Николай Васильевич после выступления в Тверском театре в роли Ленина
Н.В. Виноградов
1958 год. Николай Васильевич с младшими детьми
 
Н.В. Виноградов
Виноградов с дочерью Леной
По бокам внучки Маша и Лена
 
 
О репертуаре коллектива художественной самодеятельности при заводе автогаражного оборудования в 1947 году

В тяжелые послевоенные годы театральный коллектив клуба завода «АГО» заметно активизировал свою работу.

Репертуар с 10 июня 1947 года
«Глубокие корни» Гоу и Юссо
«Русские люди» Константин Симонов
«Доходное место» А.Н. Островский
Малые формы «Цветы» Чигарков
Девчонка» К. Финн
«Благодарная роль» Кедров
«Хорошее воспитание» Ленч
«Конкурс» Кривошеин

Из протокола № 2 от 01.09.1947 года заседания комиссии по просмотру художественной самодеятельности клуба при Бежецком заводе «АГО» отмечается …возросшее идейное содержание работы коллектива художественной самодеятельности клуба... Большое значение в этих успехах имеет ...тов. Виноградов В.Н., который совершенно правильно и серьезно… ведёт большую воспитательную работу над усвоением товарищами внутреннего и внешнего содержания изображаемого персонала.

Далее комиссия считает необходимым предоставить на областном смотре ...пьесу Константина Финна «Девчонки».

Н.В. Виноградов
Сцены из спектакля «Девчонки»
Отзывы зрителей после просмотра пьесы «Девчонки»

«Т. Боткиным, исполняющим роль мастера завода Синицина Степана Ивановича, правильно показана та роль, которая требуется от настоящего мастера советского производства… Тов. Синицын Г.М., исполняющий роль рабочего – лодыря и прогульщика на заводе, дезорганизатора производства, очень ярко показал, какой не должна быть наша молодёжь». (В.В. Михайлов)


«Очень хорошее впечатление оставили все исполнители: Боткин – роль мастера завода, Малинина – в роли слесаря Ольги, Синицын – в роли рабочего-лодыря, Жаринова – в роли жены мастера. Мне кажется, задачи, поставленные автором, правильно поняли все товарищи, которые работали над этой пьесой…». (Васильева Н.В., 05.09.1947 г.)

* * *

Спектакли театра пользовались достаточной популярностью у зрителей - бежечан. Каждый спектакль шёл не один раз, а несколько в течение года. «Знамя коммуны» от 23 октября 1947 года сообщает, что во время предвыборной агитации в местные Советы депутатов трудящихся «при агитпункте завода «АГО» проведен вечер для молодых избирателей. Драмколлектив поставил пьесу «Глубокие корни». Присутствовало свыше 300 избирателей...»


Н.В. Виноградов
 

«Постановку пьесы американских писателей Д. Гоу и А.Д. Юссо «Глубокие корни» коллективом художественной самодеятельности при заводе автогаражного оборудования надо считать значительным событием на нашем культурном фронте.

Отрадно то, что наши кружковцы переходят от бессодержательных скетчей к серьёзным пьесам, требующим большой и вдумчивой подготовки. Несомненному успеху спектакля содействовала слаженность, живая игра исполнителей и злободневность затронутых в пьесе проблем. С неослабевающим интересом следили зрители за всеми эпизодами развертывавшейся перед ними борьбы двух миров.

Безукоризненно исполнил Н.В. Виноградов роль юриста Роя Максуэлла, который понимает всю опасность для самой буржуазии слишком устарелых и реакционных воззрений сенатора Лэнгдона. Хорошо провела Л. Н. Шуркина роль великолепной и коварной Алисы Лэнгдон, которая цинично заявляет негру Бретту: «У тебя кожа чёрная, у меня белая, и ты всегда был ниже меня, я вернулась к законам плантаторов».

Живо и глубоко правдиво изобразила Г.П. Малинина младшую дочь сенатора, Невви Лэнгдон, которая искренне любит Бретта Чарлза. С большим темпераментом исполнил В.А. Боткин роль негра Бретта, который с глубоким возмущением переживает всю горечь обид и терзаний, связанных с американскими законами о неграх. Его не спасает то, что он бесстрашно воевал с фашистами, что он за боевые заслуги награждён орденами… Больнее всего то, что его клеветнически обвиняют в краже именно в семье сенатора Лэнгдона, к которой он горячо привязан с ранней юности…

Но не всё было гладко. Очень бесцветно играл В.В. Арсеньев писателя Гоуарда Маррика. Глухо произносил он интересные по содержанию реплики, и его честные демократичные высказывания, к сожалению, не доходили до зрителей…

Неизвестно, почему шериф и его помощник являются не в тёмно-синих полицейских мундирах, а в штатском, и ещё непонятнее, почему они входят в зал сенатора в головных уборах. Зал, кстати, обставлен крайне безвкусно. Небрежно повешенные занавески, сборная мебель – всё это нужно заменить чем-то стильным… Но в целом спектакль был хорошо принят публикой. Чувствовалась работа режиссёра Н.В. Виноградова. Кружковцам театра АГО нужно продолжать свою работу, растить новых исполнителей из среды рабочих и служащих…».

Р. Флейшман

«О постановке пьесы «Глубокие корни»//«Знамя коммуны», №45. 1947 г.


Н.В. Виноградов
 
Н.В. Виноградов
 
«Русские люди»

В ноябре 1947 года драмколлектив поставил пьесу К. Симонова «Русские люди».


«Драмколлектив театра завода «АГО» поставил пьесу Симонова «Русские люди». Перед нами герои, подлинные герои, которые во имя Родины бесстрашно идут навстречу смерти. Шофёр-разведчица Валя Анощенко, военфельдшер Глоба, политрук Ильин, представитель дореволюционного офицерства Васин, простая русская женщина Марф Петровна – все они вышли из разных слоёв великого русского народа, различны их возрасты, но всех их роднит горячая и безответная любовь к Родине.

Некоторые исполнители не сразу нашли нужные интонации, не всё было благополучно с реквизитом. Но в целом спектакль оставил хорошее впечатление. Трудную и психологически сложную роль Глобы прекрасно исполнил режиссёр Н.В. Виноградов, сдержанно и правдиво играл Васина М.Басков, верный образ простой и мужественной русской женщины показала С.К. Жаринова.

Сильное впечатление произвёл на зрителей небольшой, но потрясающий эпизод в конце первого акта, когда в комнату внезапно входит раненый, который в изнеможении падает и умирает, не успев назвать свою фамилию… Матери вспоминают своих сыновей, неизвестно где погибших или замученных… У многих на глазах слёзы.

Пьеса эмоциональна, доходчива и вызывает жгучую ненависть к фашистам. Нужно во что бы то ни стало организовать её массовый просмотр».

«Знамя коммуны» от 16 ноября 1947 г.

 
Театральный сезон 1948-49 года

Сезон 1948–1949 г.г. был достаточно насыщенным в бежецком театре. Среди пьес, представленных в этот период, были пьесы как патриотической направленности («Константин Заслонов»), так и классика.

«Константин Заслонов»

«Огромная работа проделана партизанами и подпольщиками в тылу врага в годы Великой Отечественной войны. Их героические дела волнуют и будут волновать наших писателей, поэтов, художников, историков на многие годы…

Тема пьесы молодого драматурга А. Мовзон «Константин Заслонов» рисует нам героические дела простых советских людей во имя свободы, независимости нашей Родины, во славу своей родной земли.

Сын белорусского народа, герой Советского Союза, Константин Сергеевич Заслонов в тяжёлые дни для нашей Родины возглавил борьбу советских патриотов против фашистских захватчиков на Оршинском железнодорожном узле. Под его руководством организовывались аварии, диверсии, взрывы, крушения. Партизаны сковали на Оршинском узле много эшелонов с танками, оружием, снарядами, с живой силой.

Коллектив театра завода «АГО» к празднику 31-й годовщины Октябрьской социалистической революции показал эту пьесу нашему зрителю. Спектакль с первых слов и до финала держит зрителя в напряжённом состонии. Мысли и дела Заслонова, Кропли, Костюкевича и других партизан передаются зрителю и заставляют с вниманием следить за развитием действия пьесы.

Коллектив театра, постановщика спектакля Н. Виноградова и художника Г. Самоварова можно поздравить с успехом в этой работе.

Константин Заслонов, простой советский человек, пришёл в логово немцев выполнять большое ответственное дело. Он не волнуется, внешне спокоен, медлителен, сильный в своих действиях – так нам рисует его исполнитель А. Кокорев. Это – одна из лучших работ в спектакле.

Кропля – железнодорожный мастер, умный старик. Весельчак и балагур, в трудные минуты делается сильным, когда долг справедливости требует решительности в выполнении намеченных задач. Исполнитель Г. Нечаев хорошо справился с этой ролью.

Секретарь райкома Игнат Корень (исполнитель А. Колесовский) – руководитель партизанского движения в Белоруссии – в нужную минуту приносит правду, по которой изголодался народ.

– Москва наша, Сталин в Москве, немцы разбиты под Москвой, – говорит он. Его весть окрыляет народ на борьбу с немецкими захватчиками. Старые и молодые патриоты встают на борьбу с врагом: мастер Крушин (исполнитель А. Смирнов), мастер-водопроводчик Костюкевич (Г. Самоваров), молодой слесарь Аксаныч (И. Ужаринский), комсомолка Аня (Н. Смирнова) идут на смерть и побеждают врага.

Борьбу с партизанами в лагере немцев возглавляют доктор Гуго Хирт (В. Арсеньев), старый карьерист и хитрый политик, и его помощник майор гестапо Рудольф Траутниц (Н. Виноградов). Они не останавливаются ни перед чем в достижении своей карьеры и наград. Они расстреливают и вешают невинных людей; эти мертвецы хотят поставить на колени народы Советского Союза. Но это им не удаётся, они гибнут под сильным ударом Красной Армии и ударами партизан в их тылу.

Спектакль правильно рисует народную борьбу против немецких захватчиков. В этом заслуга всего коллектива. Он сумел передать героическую борьбу белорусского народа за свою свободу и независимость…».

(«Знамя коммуны», №49. 1948 г.)



В сезоне 1948 года театр завода «АГО», к 125-летию А.Н. Островского, поставил пьесу «Зачем пойдешь, то и найдешь, или женитьба Бальзаминова».

Н.В. Виноградов
 

Со спектаклем по пьесе М. Горького «Последние» «виноградовцы» участвовали в областном конкурсе.

Н.В. Виноградов
 
 
Театральный сезон 1955-56 года
Н.В. Виноградов
Фрагмент спектакля
«Страница жизни», 1955 год

В 50-е годы по-прежнему директором клуба и председателем правления являлся Гуревич, главным режиссером – постановщиком Н.В. Виноградов. На сцене клуба в 1955 году шли спектакли В. Розова «Страница жизни» и «Чужой ребенок» В. Шкваркина.

Н.В. Виноградов
 

Эти постановки были высоко оценены областной газетой «Калининская правда» от 29 ноября 1955 года: «Драматический коллектив клуба завода гаражного оборудования существует с 1936 года. Почти за 20 лет своей работы он поставил много пьес классиков и современных драматургов. В коллективе около 50 человек – рабочих и служащих завода. С 1947 года кружком руководит Н. Виноградов… Спектакль «Страница жизни» отобран комиссией на областной смотр..., который состоится в Калинине в декабре».

Далее в статье с сожалением говорится о том, что коллектив клуба завода «ГАРО» – единственный в Бежецке яркий коллектив художественной самодеятельности. В статье содержится критика других коллективов художественной самодеятельности: клуба завода «Бежецксельмаш» и швейной фабрики. Автор статьи видит недоработки в этом профсоюзной и комсомольской организаций.

Рецензия референта Вольской
(г. Калинин, 20 декабря 1955 г.)
на спектакль «Страница жизни» В. Розова

«В данном случае надо отметить как положительный фактор выбор пьесы. Пьеса Розова «Страница жизни» имеет большое воспитательное значение. Основные недостатки, имеющиеся в спектакле, надо отнести на счёт режиссера… Несмотря на недостатки, весьма существенные, всё же надо отметить тов. Орлову – медсестру, исполнительницу роли Елизаветы Максимовны – она была очень убедительна, органична, с хорошими сценическими данными. Также хороша была тов. Львова, играющая Надю Богатырёву. Очень хорош тов. Ласточкин в роли Кости Полетаева. В данном спектакле большинство исполнителей – рабочие завода, слесари, фрезеровщицы и т.д., что является весьма положительным фактором. В целом, коллектив работоспособный, и очень жаль, что перед смотром ему не была оказана творческая помощь».



Н.В. Виноградов
Фрагмент спектакля
«Чужой ребёнок», 1955 год

В этом же году несколько раз на сцене клуба завода «ГАРО» играли комедию в 3-х действиях В.Шкваркина «Чужой ребенок». Это остроумная и весёлая пьеса о дружбе и товариществе, о любви к детям показывает советских людей 30-х годов. В пьесе высмеиваются также мещанские пережитки во взглядах отдельных молодых людей. В спектакле участвовали: Л. Орлов, Р. Степанова, М. Ласточкина, Л. Львова, Р. Полозова, М. Басков, А. Степанов, В. Белов и другие. Декорации к спектаклю выполнял художник клуба М. Ласточкина, режиссёром был по-прежнему Н.В. Виноградов.

 
Театральный сезон 1957–58 года

В советский период значительная часть культурных мероприятий посвящалась важным государственным событиям, юбилеям. Не стал исключением и сезон 1957 года, посвящённый 40-летию Великой октябрьской социалистической революции.

Пьеса в 3-х актах «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского стала своеобразным подарком к юбилею советского народа.

Вот как в «Калининской правде» от 6 октября 1957 года освещает подготовку спектакля Н.В. Виноградов, режиссёр театра.

«В зрительном зале темно. А на сцене идет горячий бой с врагами революции. Трудный извилистый путь прошли герои «Оптимистической трагедии» - матросы, прежде чем стать стойкими и преданными бойцами за дело партии, за дело Ленина».

А в бежецкой газете «Знамя Коммуны» Н.В. Виноградов в эти же октябрьские дни пишет: «Наш коллектив всегда к великиму дню Октября ставил пьесы, показывающие лицо нашего народа, коммунистической партии, их борьбу за власть Советов. Так в свое время мы показывали в рабочем клубе пьесы «Любовь Яровая», «Мятеж», «Юность отцов», «Разлом» и другие. Творческий коллектив… с большой любовью сейчас готовит юбилейный спектакль к сороковой годовщине Великого Октября».

Этот спектакль, в канун юбилея Октября шёл два раза:

5 ноября – на торжественном вечере рабочих, ИТР и служащих завода и 6 ноября - на торжественном заседании городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских, комсомольских, профсоюзных и других организаций.

По воспоминаниям, этот спектакль изобиловал массовыми сценами матросов (их было 40 человек!), что особенно завораживало зрителей.

Н.В. Виноградов
 

С революционным пафосом прошёл и другой, поставленный по произведению Михаила Шатрова в 1958 году к 40-летию ВЛКСМ, спектакль – драма в 3-х действиях, 8 картинах «Именем революции».

Театр Виноградова пользовался большим успехом у бежечан. Наверное, постановки привлекали удачной режиссурой, профессионализмом игры актеров, ярким оформлением. Перед каждым театральным сезоном и спектаклем режиссёр рассказывал в местной газете о предстоящих планах, создавал через печать лёгкую интригу для зрителей о содержании предстоящих спектаклей.

Перед выходом спектакля «Именем революции» вышло целых две статьи: в «Знамени коммуны» от 20 августа 1958 года и от 30 ноября 1958 года в большой статье о «большом успехе» первых спектаклей.

Драма «Именем революции» переносит зрителя в 1918 год – голод и разруха, бесчисленные казни неистовствующих врагов, кольцо фронтов. Этот спектакль особенный тем, что в нем впервые на клубной сцене был воссоздан образ В.И. Ленина, причем внешнее сходство в исполнении актера Н.В. Виноградова было изумительно – не случайно зрители его (Ленина – Виноградова) первый выход встретили аплодисментами. Но не только внешность (это заслуга гримера), но и характерные ленинские движения, жесты и оттенки речи – все это правдиво удалось передать Н. Виноградову.

Н.В. Виноградов
 

Малюкову, исполнителю роли Ф.Э. Дзерджинского, удача улыбнулась меньше: «Образ «рыцаря пролетарской революции» оказался без «того высокого горения, кипучей энергии, большого ума и проницательности, которые были свойственны Дзерджинскому».

В этом спектакле, впрочем, как и в других, играла К. Зрентьева – ученица Н.В. Виноградова и в последующем режиссёр театра. Здесь ей вместе с А. Тимофеевым удалась роль врага революции – эсера.

С этим спектаклем бежецкие артисты выступали не только в своём городе, но неоднократно и в районе.

Заместитель начальника областного управления культуры тов. Соболев прислал участникам художественной самодеятельности клуба завода «ГАРО» письмо, в котором отмечал большой успех заводского театрального коллектива на областном конкурсе. Далее Соболев выражает уверенность, что «…спектакль «Именем революции», над которым сейчас работает коллектив, будет так же показан общественности областного центра. И на областном смотре театральный коллектив в этом году завоевал первое место и был удостоен денежной премии в сумме семи тысяч рублей».

 
Народный театр

Шло время. Театральный коллектив работал, ставились спектакли. Учитывая заслуги театральной труппы, в феврале 1960 года театру было присвоено имя «Народный». Это высшая стадия народного самодеятельного искусства. За первые пять лет в новом статусе театр выпустил 17 многоактных спектаклей, ими обслужили всех рабочих завода «ГАРО», а также трудящихся города, многие колхозы. Некоторые спектакли посмотрели и труженики соседних районов.

Многие спектакли получили положительные отклики на смотрах в городе Калинине. Встречались, конечно, и неудачи. В 1961 году на бежецкой сцене были поставлены драма в 2-х частях «Иркутская история» и одноактная пьеса «Мы из Карабановки». Приведем некоторые выдержки из рецензии М. Злобина на эти произведения: «Хотя коллектив театра насчитывает пятьдесят человек, большинство «стариков» в этом году не принимали участие в работе, в спектаклях занята исключительно молодежь и новички, не обладающие не только профессионализмом, но зачастую и элементарными сценическими навыками… Смена декораций должна совершаться без задержек. Между тем именно такое явление и наблюдается в спектакле бежецкого театра: здесь масса «накладок», вынужденных пауз… все это происходит... вследствие небрежной нечёткой работы постановочной части... в спектакле совершенно не решены все массовые сцены, …образа коллектива в спектакле нет». Далее критик называет «две удачи», являющиеся решающими для спектакля – центральные образы пьесы Вали и Сергея, получившие довольно убедительное воплощение, «но этого явно недостаточно для создания полноценного театрального произведения».

Но положительных отзывов было всё-таки больше. Кроме того, нельзя забывать, что на сцене играли не профессиональные артисты, а рабочие, служащие и студенты, которые в свободное от работы и учёбы время активно занимались художественной самодеятельностью, дарили минуты радости и мгновения счастья бежецким зрителям.

А как радостно их встречали на селе! Ребята выбегали навстречу красиво оформленному автобусу, а иногда и грузовику, на котором везли не только декорации и реквизит, но и самих артистов.

Н.В. Виноградов
Н.В. Лазарева

Пятилетие народный театр отметил пьесой А.М. Горького «Егор Булычёв и другие». Роль Варвары – дочери от Ксении играла Надежда Васильевна Лазарева, которая на сегодняшний день является одной из старейших жительниц нашего района.


Естественно, что это юбилейное событие не могло остаться не замеченным в бежецкой прессе. «Пять лет назад в нашей стране появилась новая форма народного искусства, рождена самою жизнью, – народные театры. Это высшая стадия народного самодеятельного искусства, – писал в газете «Путь коммунизма» от 16 февраля 1965 года Н. Виноградов. – Звание народного театра получила и наша драматическая студия. На протяжении пятилетия наши спектакли «Любовь Яровая», «Лес», «Неоконченная история», «свет далёкой звезды», «Тень над переулком» и другие получили положительные оценки на смотрах в городе Калинине. Много наших участников за хорошие сценические образы награждены Почётными грамотами.

Большая любовь к искусству привела в 20–30 годы в театр наших старших товарищей. Среди них: В. Балашова, В. Гусаков, А. Смирнов, Г. Самоваров, М. Александрова, А. Степанов, С. Жаринова, Л. Орлова, М. Басков, Е. Вьюгина, Н. Орлов-Махровский. С каждым годом креп и рос театральный коллектив от драматического кружка к народному театру.

Вместе с ветеранами театра в ногу шли и дут Е. Федосеев, В. Арсеньев, Н. Пудова, Т. Павлов, В. Филиппова. А за последние пять лет выросла и молодая поросль театра Г. Тюнькина, М. Смирнова, В. Виноградов, В. Фролова.

Как режиссёру народного театра, мне хотелось бы, чтобы и в дальнейшем наш театр поднимал вопросы современности, дружбы, труда, чистой любви и радости человека, чтобы наши спектакли будили новые мысли в сердцах зрителей и звали их на всё лучшее…».


Н.В. Виноградов
Коллектив театра, 60-е

«Да, да, Бежецк – это театральный город. Ещё бы, уже тогда в нём работали четыре драматических коллектива. В год ставили 7 спектаклей – это хороший уровень даже для профессионального театра. А в заводском театре - работа после работы. И надо всё успеть. Вот рассказывает газета «Путь коммунизма» об одной из актрис театра Нине Ивановне Пудовой: «Нину Ивановну можно часто видеть на сцене рабочего клуба: она активная участница народного театра, задушевно поёт русские народные песни…».

Успевали артисты выступать и в сельской местности. В конце 1964 – начале 1965 г.г. во многих сельских клубах был показан спектакль «Где ты, Светлана?»

В 1966 году отмечалось 30-летие клуба завода «ГАРО» и примечательно, что многие телеграммы были направлены не только директору клуба Гуревичу, но и режиссёру Н. Виноградову. Вот одна из них: «Калининский облсовпроф поздравляет работников актива с тридцатилетием клуба и народного театра. Желаем дальнейших успехов в деле коммунистического воспитания трудящихся. Решением президиума облсовпрофа театр награжден почётной грамотой. Председатель облсовпроф Брехов».

Многие бежечане, даже не знакомые близко с театром, запомнили образ Н.В. Виноградова в роли В.И. Ленина во время демонстраций трудящихся города, посвящённых Великой Октябрьской революции.

 
Последние годы жизни

В последние годы жизни Николай Васильевич тяжело болел, ему ампутировали ноги, но, несмотря на это, он не бросал дело всей жизни – театр. Умер Николай Васильевич 27 марта 1973 года и навсегда остался в памяти людей как добрый, искренний человек, талантливый режиссёр и актёр, создатель Народного театра в Бежецке.

 
Вспоминают артисты и зрители

Ольга Егорова (Большакова):

«Хорошо помню Николая Васильевича. Однажды на утреннике была в костюме цыганки, который он разрешил взять в театре, где работал. Я была очень счастлива! Хорошо помню, как отплясывала на празднике».


Н.В. Виноградов
 

Людмила Рыжова (Постникова):

«Это примерно в 60 году. Я выступала в клубе «ГАРО». Меня выносили в чемодане на сцену, я изнутри открывала чемодан, вылезала и делала свои номера, и опять забиралась в чемодан. Мне было лет 5-6, а я всё это хорошо помню.

А выносил меня в чемодане Виноградов – он же играл роль Ленина. А сколько было народу в зале! Во всех проходах стояли дополнительные стулья.

Он выносил и спрашивал у зрителей: «Вот нашли чемодан, не знаете, чей он?» Оставлял его на сцене, а зрителям говорил: «Присмотрите за чемоданом».

У меня там была верёвочка, я за неё открывала, делала свои номера и опять в чемодан и закрывала».


Ольга Кузьмина (Рожкова):

«У меня этот костюм был из бисера. Все делала мама и тапочки тоже.

А еще у меня была лилия. Её моя мама сама сделала. И вот открывали занавес, открывали лилию (с обеих сторон были верёвки, чтоб за них тянуть и открыть лилию) Я в ней сидела как дюймовочка, вставала, делала свои номера и опять в лилию».


Ольга Кузьмина (Рожкова)

"Кремлевские куранты", в роли спекулянта – М. Смирнов

"Четвертый", в роли второго пилота М. Смирнов (слева)

Михаил Николаевич Смирнов (1937–2006). Вся трудовая жизнь на заводе «ГАРО», «АСО» – литейный цех. С 1956 г. самодеятельный артист драмкружка завода «ГАРО», впоследствии Народного театра клуба завода «АСО». Играл до 90-х годов. Сохранились фото с его участием в спектаклях Народного театра 70-х и 80-х годов.

"Егор Булычев и другие", в роли Прокопия блаженного – М. Смирнов

Актеры театра на демонстрации в честь 50 годовщины Октября, 7 ноября 1967 г. В роли Ленина – Н.В. Виноградов, в роли матроса – М. Смирнов».


Н.В. Виноградов
 

Елена Бучнева (Виноградова)

«Это фото в буфете театра, который располагался в клубе "ГАРО" (ныне АСО). Когда в детстве я смотрела эту фото, больше всего удивлялась надписи на стене "Сосиски горячие". Мой отец Виноградов Н.В. в середине».


Мария Гудкова

«Первая женщина слева – это тётя Сима – Серафима Кирилловна Рэль или Рель (девичья фамилия), Жаринова в замужестве. Работала в «ГАРО» и играла в народном театре. Она примерно 1898 года рождения, училась в Бежецкой женской гимназии вместе с моей бабушкой и потом всю жизнь они дружили. Моя бабушка – Мария Сергеевна Переслегина (в девичестве Никитина), была женой Александра Михайловича Переслегина».

 
Внучка Н.В. Виноградова – режиссёр Нина Петровна Горева
Н.В. Виноградов
 

Нина Петровна пришла работать в культуру в 1995 году. Не сразу всё получалось. Были и промахи, и огорчения. Но были и радости, и удачи. Пришло решение учиться дальше. После пяти лет учёбы в Санкт-Петербургском институте культуры и искусства пришёл первый успех. Это был дипломный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Молодой режиссёр сумела проникнуть в самую суть пьесы и научить этому начинающих актеров. С каждым новым спектаклем, постановкой, театральной зарисовкой мастерство и профессионализм режиссера Горевой возрастали. Вместе с ней росло и актерское мастерство самодеятельных артистов. И вот второе «потрясение» – спектакль «Чучело».

Долгий кропотливый труд, постоянные репетиции, эмоциональные нагрузки, часто слёзы неудовлетворённости – всё это приносило долгожданное понимание и аплодисменты зрителей. «Шутники» работали упорно, постоянно, не считаясь с собственным свободным временем. Поэтому и приобрели признание и зрителей, и профессионалов.

Н.В. Виноградов
 

Звание «народный» коллектив подтверждал неоднократно. Не раз становился лауреатом областных фестивалей любительских театров. Это подтверждают многочисленные награды, дипломы и почётные грамоты. Но самое главное для самодеятельных актеров и их режиссёра – это любовь постоянных поклонников. Бежечане многих участников из народного театра «Шутники» знают в лицо. Без них не обходится ни одно крупное городское представление. Они и веселые скоморохи на массовых гуляниях, и радушные хозяева праздника, добрые сказочные герои народных былин, современные супермены, клоуны и лицедеи. Ребята с удовольствием брались за любую роль, работали над ней и взамен получали благодарные аплодисменты.

По словам юных артистов, театр для них не только времяпрепровождение. Для многих это второй дом, любимое дело, лучшие друзья, место, где тебя понимают, подскажут и помогут. А Нина Петровна – их добрый гений: и режиссёр, и костюмер, и гримёр, но в тоже время педагог и старший товарищ .


"Бежецкий вестник" №12 от 02 апреля 2009 года
 
Антон Горев пошёл по стопам прадеда

Нет, не прервётся театральная династия. Правнук талантливого режиссёра Виноградова Антон вот уже четвёртый год учится на кафедре «Актёрское искусство» в Тверском колледже культуры имени Львова по специальности «Актёр драматического театра и кино». Мечтает стать знаменитым и играть в кино. А пока он выступает в студенческих спектаклях «До третьих петухов», «Школа шутов», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди – сочтёмся».

Н.В. Виноградов
Антон участвует в студенческих спектаклях
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театр – это буря эмоций, радости и слез. Это и таинство кулис, и необычный дух костюмерных, и запах гримёрных комнат, и еле уловимые звуки в тишине зрительского зала, и вдруг – взрыв аплодисментов. Каждый видит и любит театр по-своему. Но для всех любителей театрального искусства, театр – это необыкновенное чудо.

В ходе работы над проектом мы брали интервью у дочери Н.В.Виноградова – Елены Николаевны Бучневой, беседовали с ученицей Виноградова, режиссёром А.И.Романчук, работали с архивными документами по театру, находящимися в нашем музее.

Отрадно, что в нашем городе были люди, посвятившие свою жизнь служению театру. Постепенно Бежецк театральный уходит в прошлое, но хочется надеяться, что внук знаменитого бежецкого режиссёра Николая Васильевича Виноградова, получив образование, вернётся на родину и возродит то, что с такой любовью создавал его прадед. Пройдёт несколько лет, и театральная жизнь маленького провинциального городка закипит с новой силой.

 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Материалы из личных архивов семьи Виноградовых.

Материалы предоставленые А.И. Романчук

«Бежецкий вестник" № 12 от 02 апреля 2009 года.

ГАТО. Р-625. Фонд Кирсанова. Д.53.

Кирсанов А.Г. «Край наш бежецкий», г.Калинин, 1964.

Климин И.И. «Очерки по истории бежецкого уезда Тверской губернии (1917-1920 годы)», Санкт-Петербург, 2008.

Климин И.И. «Годы испытаний: Бежецкий район Калининской области накануне и в период Великой Отечественной войны (1939-1945)», Санкт-Петербург, 2005.

«Литературное и краеведческое наследие о.Ионна Постникова», Тверь, 2011.

 
 



Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

Предлагаем стать авторами всем, кто любит и знает родную историю,
всем кому есть чем поделится с земляками, есть что рассказать, есть что показать.


venzel

БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ




Материалы, размещенные на историко-краеведческом сайте «Бежецкий край», служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы cвободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.





Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край» – 2020 год
Театральная династия Виноградовых – 10.04.2020
SmartTop.info
Сергей Бривер
— редактор и администратор сайта
Вход в консоль

Политика конфиденциальности