БежецкийКрай

  НОВОЕ
НА САЙТЕ
  ИСТОРИЯ
И КУЛЬТУРА
  ЛЮДИ
И СУДЬБЫ
  АВТОРСКИЕ
СТРАНИЦЫ
  БИБЛИОТЕКА
САЙТА


«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)


 

Историко-культурная страница Бежецкой земли


 

 

СЛОВО РЕДАКТОРА

BriverSV

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – эта цитата А. С. Пушкина, взятая как эпиграф к сайту «Бежецкий край», на мой взгляд очень правильно отражает отношение к историко-культурной составляющей жизни общества. Знать, изучать и любить свой родной край – это главная цель создания сайта и главная его задача. Задача сохранения, изучения и пропаганды историко-культурных и краеведческих знаний способствует сохранению национальной самобытности и развитию творческого потенциала общества, его самосознания и духовности.

Бежецкая земля – один из древнейших регионов России со сложной и интересной историей, уходящей в глубь веков. Этой теме посвящена рубрика сайта «Историческое краеведение». В рубрике представлены публикации затрагивающие историческую тематику региона, опубликованы краеведческие материалы и исследования как современных авторов, так и их предшественников, рассказывающие об истории бежецкой земли, представлены исторические источники и архивные материалы.

С Бежецкой землей связана и целая плеяда известных общественных, творческих личностей, представителей литературы и искусства, внесших заметный вклад в духовную культурную жизнь бежецкого края и всей России, оставивших свой заметный след в истории, науке и культуре. «Люди и судьбы» – в этой рубрике сайта представлены публикации, рассказывающие о людях бежецкой земли, рассказывающие об их делах и творениях, представлены биографии известных бежечан, опубликованы их родословие и воспоминания о них.

Несомненный интерес у посетителей сайта вызовут авторские публикации и исследования. Владимир Николаевич Сорокин – бежецкий краевед, исследователь архивных документов, биограф. Один из его проектов – «Родословие известных бежечан», начатый на страницах сайта «Бежецкий край», отличается научным подходом к обозначенной теме, тщательной проработкой родословия его героев, основанной на кропотливых исследованиях архивных документов и источников. Целая россыпь имен, связанных с Бежецкой землей, представлена в публикациях известного тверского ученого и краеведа Вячеслава Михайловича Воробьева...

На сайте «Бежецкий край» читатели найдут авторские произведения литературного жанра, и поэзию. Интерес посетителей сайта вызовут и материалы сайта по быту и этнографии бежецкой земли, материалы пропагандирующие туризм и путешествия по родному краю. На сайте широко представлены графические работы и авторские фотографии соответствующей тематики.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

Сергей Бривер
Редактор сайта

 

 

 

 

 

 

Новое на сайте

 

Бежецкий край
Храм Рождества Христова в городе Бежецке

 

 
 
 

С НАДЕЖДОЙ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Храм Рождества Христова в городе Бежецке

 

 

…Н.А. Попов в своих Исторических заметках о Бежецком Верхе, основанных на «Хронологионе» П.К. Виинова, говоря об источниках первого летописца Бежецка выделяет дозорные книги Бежецкого Верха Григорья Грекова, писцовые книги 1627–29 годов, дозорные книги 1616 года, церковные летописи церкви Рождества Христова

…В своем Хронологионе Петр Воинов приводит короткую выписку из «прежде бывших дозорных Бежецкого Верха Григорья Грекова книг» написанных до нашествия литовцев (до 1610 г.): «За острогом. 4-й. Храм Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, предел Святых безсребренников и чудотворцев Козмы и Дамиана; у тоя церкви священник Даниил Ефремов. Пономарь Онуфрий, и просфирница. – Затем приводит выписку, сделанную после разорения, – Да за острогом храм Рождество Христово, да придел чудотворцы Козьма и Дамиан, а в них образов двои двери царския, да за престолом образ Пречистые Богородицы, да образ местной Рождество Христово. да деисус спраздники и спророки, да книги евангелие напрестольное печатное, другое письменное, да сосуды церковные белые, устав печатной, да две треоди печатные постные ветхи, апостол печатной, минея печатная общая, да два пролога, да охтой пятаго и осьмаго гласа, да шестодневец, да трефолой, да два колокола, а церковь и вцеркве строение мирское, да на тойже земле тоеже церкви попа Данила Ефимьева, вдоль девять саж., поперег тринадцать саж.».

В переписной книге Бежецкого Верха и Бежецкого уезда Ивана Дмитриевича Колычева и подьячего Якова Фёдорова 1646 года читаем: «Церковь Рождество Христово, у той церкви: Во дворе поп Иван Данилов. Во дворе пономарь Кандрашко Самойлов…».

 

Читать публикацию С.В. Бривера

 


Участники Сообщества «Бежецкий край» социальной сети «ВКонтакте» могут написать комментарии и дать предложения по публикации на «Стене сообщества».


Имена Биографии Воспоминания, Люди и судьбы
Н.А. Грибова – Стоят на улицах дома…

 

Стоят на улицах дома и ждут разгадки…

*  *  *

 

Оживить нашу память

Стоят на улицах дома… И очень мнение горожане, проходя мимо, обычно не обращают на них внимания, не всматриваются в их потемневшие от времени стены и окна, не замечают их своеобразных узоров, покрытых мхом крыш, чугунных украшений. Люди не задумываются, когда эти дома построены, кому принадлежали…

Н. А. Грибова попыталась вникнуть в судьбу многих бежецких строений и детально прочесть эту деревянно-каменную летопись, ощутить дыхание прошедшего времени и это ощущение передать нашим современникам. Следует отметить, что в этой подвижнической работе ей помогали многие бежечане: одни приносили ей фотографии своих прабабушек и прадедушек, другие делились воспоминаниями или рассказами своих родственников о прошлом.

Дома, которые служили предметом внимании Н. А. Грибовой, чаще всего не имеют архитектурной ценности, но они важны для глубокого осмысления нашей культуры и истории. В результате перед бежечанами откроются многие факты нашего прошлого. Они узнают, где, в каких домах издавались первые бежецкие газеты, и кто их издавал, где был открыт первый кинематограф, какие были в городе магазины и ателье, где жили и трудились люди, прославившие город – В. В. Андреев, В. Я. Шишков, братья A. M. и М. М. Переслегины, В. А. Флейшман и многие другие…

Хочется отметить, что это лишь начальный этап огромной исследовательской работы. Собрано и проанализировано немало материалов, но ещё многое осталось за рамками этой книги. Возможно, много интересного можно найти в архивах Твери, Москвы и Петербурга, а также в частных собраниях бывших бежечан. Но и то, что уже сделано, может стать надежным фундаментом для будущих краеведов и историков.

Приятно отметить, что работа Н. А. Грибовой смогла «оживить улицы и дома города, заставить их заговорить, произвести то впечатление, которое зовётся властью места, воскресить Историческую Память». Думаю, что каждый прочитавший эту книгу поймет, что без уважения к Малой Родине невозможно уважать и Большую.

С. Сенин
2009 г.

 

Интернет-публикация историко-краеведческого сайта «Бежецкий край» уникальной книги Натальи Александровны Грибовой – «Стоят на улицах дома…».

 

Участники Сообщества «Бежецкий край» социальной сети «ВКонтакте» могут написать комментарии и дать предложения по публикации книги Натальи Александровны Грибовой «Стоят на улицах дома…» на «Стене сообщества».

 

 


 

Дом братьев Неворотиных
Реконструкция фотографии начала 20 века
 

Бежецкая край, именно так, край, а не район, называют здешние места не только бежечане, но и краеведы, историки, журналисты, – один из древнейших регионов России со сложной и интересной историей. Период Бежецкой земли X–XIV веков неразрывно связан с историей древнего Новгорода и славянской колонизации земель Русского севера. Впервые поселения «Бежецкого ряда» упоминаются в новгородских берестяных грамотах. Ранняя граница датировки этих грамот определяется 1075–1100 годами. Археологические исследования здешних мест сдвигают временные рамки поселений бежецкой земли вглубь веков, вплоть до IV тысячелетия до нашей эры.

Год основания Бежецка официально установлен по уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года, в которой и перечислены поселения «Бежецкого ряда» (Бежицы, Городецко, Еськи, Узмень, Рыбинское). Именно этот год указан на памятном камне, установленном в центральной части города, рядом с обелиском Победы.

Бежецкий верх (Бежецкий уезд), в XVII века составлявший особый уезд, был пограничной областью между древней Новгородской областью, владениями Тверских князей и ранними владениями князей Московских – Углечем полем, в состав которого входил Углич с одной стороны, Устюжна Железопольская – с другой. Этим определяется ранняя история Бежецкого верха, из-за которого шла постоянная борьба между соседями. Центром уезда был город Городецко и село Бежичи, которые упоминаются до 1471 году в числе Новгородских волостей. Судя по летописным известиям, Бежецкий верх принадлежал московским великим князьям ещё в XIV веке, и окончательно укрепился за ними в начале княжения Василия Тёмного. При Иване III, до свержения и заключения в тюрьму его брата Андрея Большого в 1491 году, Бежецкий верх входил в состав удела этого князя. Позднее, Бежецкий верх был дан Иваном III в удел его третьему сыну Семёну.

Бежецкий уезд в том виде, как он является по описаниям XVII века, вероятно, сложился в первой половине XVI века. В состав уезда вошла вся местность, ограниченная на западе Новгородскими пятинами, на севере и востоке – древними Углицкими волостями (на востоке рубеж в значительной части своей совпадал с нынешней границей Тверской и Ярославской губерний), на юге – старыми землями великого княжения Тверского.

Герб Бежецка
1780 год

Бежецкий уезд, ранее находившийся в составе Углицкой провинции Московской губернии (переименован в уезд из так называемого Бежецкого верха в 1766 году), получил права уезда Тверского наместничества в 1775 году, в ходе административной реформы Екатерины Второй. В 1776 году из его земель были выделены северные земли, отошедшие к Краснохолмскому уезду, просуществовавшему до 1796 года. После образования в 1796 году Тверской губернии земли Краснохолмского уезда наряду с частью земель Весьегонского уезда снова отошли к территории Бежецкого уезда. Центром Бежецкого уезда был город Бежецк, упоминаемый в письменных источниках как Городецко, Городец, Бежецкий Верх. Название Бежецкий Верх относится и к городу, и к историческому региону Новгородской земли, и к географической возвышенности на северо-востоке Тверской области, что, к сожалению, вносит некоторую путаницу в локализацию этих топонимов. Название «Бежецк», указом императрицы Екатерины II, город получил в 1766 году.

Исторический герб города Бежецка был утверждён 10 октября 1780 года – Высочайше утверждённый доклад Сената – О гербах городов Тверского наместничества. (Бежецкой). Описание герба города Бежецка гласило: «Куст малины в серебряном поле, которым весьма изобилуют окрестности сего города». В верхней части щита размещён герб Тверской: «В красном поле на зелёной подушке золотая корона». В советский период герб Бежецка 1780 года официально не использовался, но выпускались сувенирные значки с изображением этого герба. 27 июля 1999 года был утверждён герб Бежецкого района, а 24 октября 2006 года был утверждён герб городского поселения «Герб Бежецка».

Церковь Рождества Богородицы
Реконструкция фотографии
начала 20 века
 

   

В разное время в Бежецке, по многочисленным источникам, есть сведения о более чем 30 церквях и монастырях. По состоянию на начало 1917 года в Бежецке было 26 православных храмов и 4 часовни. В «Историко-топографическом исследовании о православных монастырях в Российской империи» В. В. Зверинского, 1890 года издания, как самые древние православные монастыри Бежецка упоминаются Мининская мужская пустынь и Преображенский, Городецкий мужской монастырь, сведения о котором есть в тарханной грамоте 1578 года, «данной из Бежецкого Верху, с Городецка, Преображенскому попу Иеву». В этом же исследовании упоминается и Макариева под Городецким посадом, мужская пустынь на реке Молога, неизвестно когда основанная, но уже существовавшая в XVI столетии, когда в ней был, в 1584 году игумен Иона, а в 1615 году по грамоте царя Михаила Фёдоровича приписана к Троице-Сергиевскому монастырю. От этой обители ведёт свою историю церковь Рождества Богородицы. Каменная церковь была построена на месте одноимённого деревянного храма в 1778 году и разрушена в 30-е годы прошлого столетия.

По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1998 г. в Бежецке, на месте где в XVI в. располагался Преображенский мужской монастырь, не восстановленный после Смутного времени, был организован православный приход Спасо-Преображенского храма, в настоящее время имеющий статус Архиерейского подворья. Трёхпрестольная каменная Спасо-Преображенская церковь г. Бежецка была построена в 1772 г. До революции 1917 г. к этому храму была приписана еще одна церковь – Покрова Божией Матери, построенная в 1864 г. Оба культовых здания и колокольня лишились в советское время своих завершений, церкви были закрыты и до 1998 г. по назначению не использовались. Спасо-Преображенская церковь полностью восстановлена в 2004–2008 годах и в настоящее время является одним из наиболее интересных архитектурных сооружений Бежецка.

Колокольня Введенской церкви
 

Самое древнейшее, сохранившееся каменное здание Бежецка – колокольня Введенской церкви. Введенская церковь, построенная в 1682 году, входила в состав Бежецкого Введенского монастыря. В 1764 году Бежецкий Введенский монастырь был закрыт и обращён в городскую приходскую церковь. И. Н. Постников, бежецкий священник и известный краевед начала прошлого века, датирует начало монастыря кон. 50-х – нач. 60-х годов XV века. В сказании о «Введенском монастыре» первое зафиксированное земельное пожалование монастырю относится к 1588 году. Эта дата является древнейшим достоверным известием о Бежецком Введенском монастыре. К этому времени в монастыре видимо уже 2 церкви: Введения Богородицы и Сергея Чудотворца. Время их построения неизвестно, но первоначально ветхая церковь Сергия перестраивается в 1610 году, а обветшавшая Введенская церковь перестраивается в 1630-х – 40-х годах. Кроме того, в 1588 году монастырь уже известен в Москве и получает церковное пожалование, следовательно, основание монастыря можно отнести к несколько раннему времени.

Известный боярин Семён Иванович Заборовский заложил каменную Введенскую церковь и колокольню в 1680 году. В 1691–92 годах думный дворянин Сергей Матвеевич Заборовский «на полуденной стороне монастыря», строит каменную колокольню. Строительство новой колокольни потребовало разборки «прежде бывшей у трапезы церкви каменной же на столбах колокольни на полуденной стороне». Каменная колокольня, построенная в 1680 г. Семёном Заборовским, через 10 лет была разобрана, а на её месте сооружена другая, сохранившаяся до настоящего времени.

В годы Советской власти церкви Бежецка были закрыты, значительная часть церквей была разрушена. Единственной действующей церковью в городе оставалась только лишь Спасо-кладбищенская церковь, построенная в 1985–1898 годах по проекту К. А. Тона. С образованием в 2011 году Бежецкой епархии храм приобрёл статус кафедрального – кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Стены и своды храма украшены высокохудожественными росписями, а украшением центрального алтаря является резной кипарисовый иконостас – шедевр русского декоративно-прикладного искусства. Многие иконы и святыни храма привезены первым настоятелем со Святой Земли.

Городской вокзал
Реконструкция фотографии начала 20 века
 

   

В июне 1870 года в Бежецк пришла Рыбинско-Бологовская железная дорога. Строительство этой дороги началось в сентябре 1868 года по инициативе Рыбинских купцов. В XIX веке Рыбинск являлся крупнейшим в России центром торговли зерном. В районе Рыбинска заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги, поэтому в городе происходила перегрузка товаров и хлебных грузов на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Большую Волгу с Балтикой и Санкт-Петербургом. Строительство нового железнодорожного пути имело важное значение для торгово-экономической деятельности не только Рыбинска, но и для всего Общероссийского экономического рынка. Позже Рыбинско-Бологовская железная дорога была продлена до Пскова, а в 1897 году она была объединена с Псково-Рижской железной дорогой. Объединённая дорога получила название – Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога.

Приход в Бежецк железной дороги было очень важным экономическим и политическим событием для города. Железная дорога соединила Бежецк не только с Москвой и Санкт-Петербургом, но и с десятками крупных торговых и промышленных центров России, обеспечила выход к морским портам. На правом берегу Остречины, в Красной слободе, строится комплекс зданий железнодорожной станции и сооружений инфраструктуры железной дороги. В ансамбль зданий входили: паровозный сарай, мастерские, водонапорная башня, нефтекачка, водокачка, баня, товарная контора, западная и восточная будки стрелочника, детский сад, два жилых дома. Здание вокзала построили в 1871 году. Исторические фотографии сохранили для нас облик первого железнодорожного вокзала.


* * *

Бюст В. В. Андреева
 

Главная улица Бежецка носит название Большая, ранее улица носила названия Ушатова, Городническая, Большая, К. Маркса. Купеческие особняки с декором в стилях модерн и эклектика чередой стоят по обеим сторонам улицы. Петуховы, Постниковы, Неворотины, Коровкины, Ревякины – вот далеко не полный список фамилий тех, кто жил и работал на этой улице.

Среди домов Большой улицы особый интерес вызывает дом потомственного гражданина города, купца первой гильдии Василия Андреева и его законной жены Софьи Михайловны, дочери дворянина, отставного капитана Михаила Ивановича Веселаго. Их сын Василий Васильевич Андреев – создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства. Объехав всю Россию и Европу, побывав в Америке и Канаде со своим оркестром, Василий Андреев покорил звуками балалайки сердца миллионов людей. Музыкант считается «отцом русской балалайки», ведь он подарил этому инструменту вторую жизнь. В 2001 году, на улице Большой, рядом с музеем поставили бюст В. В. Андреева, а в 2011 году в начале Липовой аллеи, заложенной в августе 1892 года – памятник балалайке.

Памятник В. Я. Шишкову

В 1950 году, в городском саду, расположенном в начале Большой улицы, установлен памятник земляку, известному русскому писателю – Вячеславу Яковлевичу Шишкову. Читателю Вячеслав Шишков известен по сибирским романам «Угрюм-река», «Ватага», «Страшный кам», «Чуйские были» и многим другим. В конце 1894 года Вячеслав Шишков уехал в Сибирь. В течение пятнадцати лет он проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыше, Оби, Бие, Катуни, Енисее, Чулыме, Лене, Нижней Тунгуске и Ангаре, проектировал и прокладывал Чуйский тракт. В 1941 и до 1 апреля 1942 года Шишков находился в блокадном Ленинграде, писал статьи для фронтовых газет, издал первый том романа «Емельян Пугачёв», к сожалению, незаконченного. В Бежецке именем Вячеслава Яковлевича Шишкова названы улица, школа, библиотека.

На улице Большой, недалеко от «Дома братьев Неворотиных» установлена скульптурная композиция «Семья Гумилёвых», единственный в России памятник семье Гумилёвых-Ахматовой. Идея создания в городе этого памятника принадлежит бежецкому краеведу Анне Ивановне Таранич. Открытие памятника А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилёву состоялось 2 августа 2003 года. Авторы памятника – скульптор, заслуженный художник России, лауреат премии Москвы – Андрей Ковальчук и заслуженный архитектор России, профессор – Николай Ковальчук.

Памятник семье Гумилёвых-Ахматовой

Рядом с Бежецком, в усадьбе Слепнёво, располагалось родовое имение титулярного советника И. Л. Львова, которое затем перешло по наследству его сестре Анне Ивановне Гумилёвой-Львовой, матери знаменитого русского поэта Н. С. Гумилёва. Сюда часто приезжали и подолгу здесь жили Анна Ахматова и Николай Гумилёв. В Бежецке и усадьбе Слепнёво прошло детство и отрочество их сына – Льва Гумилёва (1912–1992), знаменитого историка, этнографа и философа.

Памятник А. П. Иванову

Деревня Слепнёво относилась к приходу Троицкой церкви в селе Градницы, в 9-ти километрах от усадьбы. Родовое кладбище Львовых, из чьего рода была А. И. Гумилёва, также находилось в Градницах. После революции Анна Ивановна Гумилёва вместе с пятилетним внуком Львом переселилась в Бежецк где их навещали Николай Степанович и Анна Андреевна. Опустевший слепнёвский дом использовали для разных хозяйственных нужд, а деревня Слепнёво постепенно исчезла. В 1935 году дом перевезли в село Градницы, в нём была открыта школа. В 1987 году школа была переведена в новое здание. Мемориальный дом освободился. В 1989 году, к столетию Анны Андреевны Ахматовой, в 4-ч залах мезонина была открыта экспозиция. Осенью 2008 года «Дом поэтов» стал филиалом Тверского государственного объединённого музея как музейно-литературный центр в селе Градницы.

 

На Большой улице расположен и музей народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий Алексея Петровича Иванова. Открытие музея состоялось 15 сентября 2012 г. в здании Культурно-делового центра «Домъ Иванова» недалеко от установленного в начале августа 2004 года памятнику певцу. Памятник изготовлен в мастерской выдающегося российского скульптора Андрея Николаевича Ковальчука при участии «Центра поддержки искусства» (г. Москва).

Алексей Петрович Иванов вошёл в историю отечественного вокального искусства как истинный богатырь оперной сцены. Количество исполненных им оперных партий является уникальным творческим достижением, и это количество никогда не приносилось в ущерб качеству исполнения. Артист вошёл в историю вокала и как ярчайший представитель бережного отношения к русскому языку. Он обладал безупречной певческой дикцией, что делало его вокал, смысловое и поэтическое прочтение музыкальных произведений, понятным и доступным для всех его слушателей.

* * *

Обелиск Победы
 

В годы Великой Отечественной войны Бежецк не был захвачен немцами. После захвата Калинина в планах немецкого командования входило повернуть главные силы 9-й армии из района Старицы – Ржева и силы 3-й танковой группы из района Калинина в направлении Торжка – Вышнего Волочка и далее на Бежецк с целью продолжить окружение Москвы с Севера, но реализовать эти планы у немцев не получилось. Бежецк подвергся бомбардировкам, главной целью немецкой авиации была железная дорога. Значительных разрушений в Бежецке не было.

Уже в первые дни войны в Бежецке начинают организовываться военно-медицинские госпитали. Работой по развёртыванию всех типов госпиталей руководил местный эвакуационный пункт. По мобилизационным планам к приёму раненых готовили четыре госпиталя, размещённых в помещениях городских школ. В кратчайшие сроки во всех школах был произведён ремонт зданий и помещений, организованы операционные и перевязочные, оборудованы кабинеты и лаборатории, оборудованы палаты для размещения раненых, организован санпропускник. В период 1941–1945 годов, по данным Тверского архива, в Бежецке было дислоцировано 11 военно-медицинских госпиталей.

Под воинские захоронения на городском кладбище Бежецка был выделен участок. На воинском участке кладбища размещено 248 братских могил, общее число захоронённых 1407. На каждой могиле установлена надгробная плита с фамилиями и именами захоронённых. На воинском кладбище установлено три памятника: советского офицера, советского воина у знамени и женщины с венком цветов. На участке воинских захоронений установлен православный крест. Воинское кладбище разделено на участки, над захоронениями которых шефствуют городские школы.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 11720 бежечан. Две трети из них не вернулись. 3300 человек были награждены орденами и медалями. В память воинам-землякам, погибшим на полях Великой Отечественной войны, в 1975 году на Советской площади города Бежецка был установлен Обелиск Победы. Высокий, ступенчатый обелиск разделён посередине скульптурной композицией воинов, отлитых из бронзы. Перед памятником-обелиском, горит Вечный огонь и лежат цветы. Авторами проекта Обелиск Победы являются скульптор В. С. Новиков, архитекторы В. Г. Шиков   и   Г. П. Лавров.

 

 


 

Страница Памяти Бежецкой земли



Григорьевцы

Помним Гордимся Благодарим


Великая Отечественная война 1941–1945 г.г. явилась важнейшим историческим, героическим и трагическим событием XX столетия. Подвиг, совершенный советским народом в Великой Отечественной войне, является нашим Великим достоянием.

Война стала серьезным испытанием для всего советского народа, в том числе и для жителей Бежецкой земли. Войне посвящено немало исторических исследований, публицистических и художественных произведений. Военная тематика нашла отражение и в ряде работ бежецких краеведов, и в первую очередь в труде А. Г. Кирсанова, а также в трудах И. А. Долгова и В. М. Воробьёва, в публикациях районной и областной прессы, в материалах которых раскрываются героические и трудовые подвиги бежечан в 1941–1945 годах. В 2017 году бала издана книга М. А. Гужиченко «Земляки – рядовые Победы», внесший свой, значимый вклад по увековечиванию памяти наших земляков, участников войны...

 

 

Культура Бежецкого края



«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — писал Александр Сергеевич Пушкин. Культура — это не только мост между прошлым и будущим, это и канал от памяти к нравственности. Культура как совокупность традиций, обрядов, образа жизни способствует сохранению национальной самобытности и воспроизводит творческий потенциал общества.

Бежецкая земля может гордится целой плеядой известных общественных, творческих личностей, представителей литературы и искусства, внесших заметный вклад в культурную жизнь Бежецкого края и всей России. Ахматова, Гумилев, Шишков, Андреев, Тыранов, Самохвалов, Попов…, вот далеко неполный список известных фамилий, связанных с Бежецким краем и его историей...

 

Серебряный век Бежецкой земли



Переломный период жизни России в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. В этот период Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. Со слов современника Бердяева Сергея Маковского, ему принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век». Понятие «Серебряный век» не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры – с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века). Творческий подъём того времени послужил мощным толчком развития русской культуры, стал достоянием мировой культуры.

Среди всех направлений в поэзии Серебряного века особое место занимает акмеизм. Поэзия акмеистов «преодолела символизм» и вернулась к точному и ясному слову, достигла сдержанности и лаконичности стиля, строгости и стройности поэтической структуры.

Акмеизм выделяет шестерых наиболее активных участников течения: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Николая Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Сергея Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» 1913 года.

Имя Николая Степановича Гумилёва – русского поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, переводчика, литературного критика, страстного путешественника неотъемлемо связано с бежецкой землей. Впервые поэт приехал в Слепнёво, родовое имение матери Анны Ивановны Гумилёвой, летом 1908 года...

 

 


Мировоозрение и философия



Мировоззрение — система   взглядов,   оценок   и   образных   представлений   об окружающем мире и месте в нём человека. Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, религиозные, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения... Историческими типами мировоззрения являются: мифология, религия, философия.

Философия — наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.

С чьим именем ассоциируется тот или иной город? Вопрос не праздный. Бежецк может гордится целой плеядой известных, знаменитых людей и имя Владимира Вениаминовича Бибихина, русского мыслителя, ученого-философа, ученика и многолетнего помощника выдающегося представителя русской философской школы Алексея Федоровича Лосева, талантливого переводчика философской классики, человека необъятной эрудиции, должно стать в один ряд с именами других знаменитых бежечан...

 

Этнография Бежецкой земли



Этнография — наука, изучающая народы. "Этнос" в переводе с греческого означает "племя", "народ", "графо" – пишу, название этой науки можно перевести как "описание народов". Говоря о этнографии как о науке, следует отметить, что она не просто описывает народы, живущие на Земле, она познает закономерности, по которым они формируются и развиваются, изучает причины, по которым один народ отличается от другого.

Основу рубрики «Этнография и фольклор Бежецкой земли» составляют материалы по фольклору и этнографии Бежецкого края, собранные по преимуществу в дореволюционный период и в 1920-е гг. Прежде всего хочется отметить материалы, собранные бежецким краеведом, автором книги «Край наш Бежецкий» Антонином Герасимовичем Кирсановым. Энергичный и любознательный, Антонин Герасимович никогда не сидел на месте, всегда бывал в поиске. Являясь активным членом правления бежецкого краеведческого общества, А.Г. Кирсанов долгие годы был в центре краеведческой работы в городе и уезде.

Значительный вклад в сохранение и актуализации этнографического, культурного наследия Бежецкой земли внес известный фольклорист Юрий Матвеевич Соколов, преподаватель Тверского педагогического института, организовавший так называемую Верхнемоложскую экспедицию (1925).

Этнографической тематике посвящен и первый выпуск Бежецкого краеведческого сборника — «Фольклорные традиции Бежецкого уезда», автор-составитель М.А. Гужиченко (2018).

 

О сайте



Историко-культурный и краеведческий сайт

«Бежецкий край»


Сайт для тех, у кого болит душа за русскую культуру, традиции, мировоззрение. Сайт для тех кто интересуется историей «Бежецкого края» в его исторических границах, прошлым и настоящим бежецкой земли. Темы сайта: История, Краеведение, Культурная жизнь. На сайте размещены публикации и материалы по обозначенным выше темам, дана информация о интересных и познавательных фактах из жизни «Бежецкого края», его людях и их делах.


Сайт создан 12 мая 2014 года.
Разработчик, администратор, редактор сайта:
Сергей Бривер

WEB: http://www.bezhkray.ru
eMail: brw@bezhkray.ru
Мы ВКонтакте:  http://vk.com/club69997069