Борис ИСАКОВ
Генеагенезис Шеманаевых
* * *
Возможна и еще одна причина, по которой Дмитрий Петрович решился уехать подальше от родного дома и начать самостоятельную жизнь. Он был третьим, младшим сыном в семье и поэтому не имел прав на наследование отцовского дела. В русских семьях того времени младшие сыновья уходили из дома на военную службу или в служение церкви, в духовенство.
Старший брат Василий так и средний брат Николай, как мы видим, были живописцами. Младший сын – Дмитрий – вырос тоже живописцем.
Для отца помощники в деле – благо, но в небольшом городе, где проживало несколько семей живописцев, могла возникать жесткая конкуренция и естественные трудности в получении заказов на живописные работы, которые могли давать заработок для постройки собственного дома, создание и содержание семьи.
Возможно, это обстоятельство, а также приглашение на работу от отца Андрея из Скорынево, и привело младшего сына к решению покинуть отчий дом.
Вероятно, и книга Василия Ветринского «Толкования на соборные послания святого апостола Иакова» была подарена отцом младшему сыну Дмитрию, уходившему в Скорынево, как благословление его на самостоятельное служение церкви и искусству живописи на чужбине, вне стен отчего дома.
Это служение было не из легких. Помимо таланта требовались знания канонов, глубокая вера и полная самоотдача избранному творчеству. А от храмового живописца требовалось при росписи стен и сводов, где помещались, как правило, Библейские сюжеты, изобразить их так, чтобы они привлекали внимание верующих прихожан своей благодатью, красочностью, естественностью и реалистичностью.
Кроме того, в росписи должны были понятны суть, смысл, иносказательность Библейского сюжета, так как большинство населения Руси тех столетий было неграмотным, и познавали веру, а также жизнь святых и апостолов, в основном из проповедей священников в храмах.
Не безынтересно в этом плане и наставление живописцам от подвижника и аскета древности (V век) святого Нила Синайского: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображением Ветхого и Нового Завета, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу подвижников«.
Расстояние от Переславля до Скорынево по проселочным дорогам указано правильно. Скорынево находится примерно в 19-и километрах на юго-запад от Бежецка.
В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2. (Москва. Наука. 2006 г.)» приведено описание церкви Николая Чудотворца села Скорынево (Стр. 490). Для возможности выяснения причастности Дмитрия Петровича к реставрационным работам приведу две выдержки из этого описания.
1. «Церковь Николая Чудотворца. Комплекс расположен на ровной местности, на западной окраине села, у дороги. Церковь Николая Чудотворца сооружена на средства прихожан в 1794–1802 гг. (придел Екатерины в трапезной освящен в 1802 г., главный престол в 1808 г.) взамен одноименной деревянной церкви постройки 1685 г. Последняя просуществовала до 1822 г…
В 1835–37 гг. по проекту и под наблюдением губернского архитектора И.Ф. Львова трапезную сильно расширили и возвели вновь с устройством в ней двух приделов (Екатерины и Сергея Радонежского). Работы производил подрядчик новоторжский купец Михаил Кузьмич Гарманов. В 1840-е гг., возможно, расширили храм двумя притворами с юга и севера».
Из приведенного отрывка видно, что отец Андрей организовал не просто ремонт церкви и реставрацию живописи во время приглашения Дмитрия Петровича, как об этом записано в Генеагенезисе братьев Шеманаевых, а организовал работы по расширению трапезной и самого храма новыми притворами. Поэтому вполне возможно, что Дмитрий Петрович мог участвовать не только в реставрации живописи церкви, но и в росписи новых сюжетов в трапезной и притворах. И вполне вероятно, что работал он не один, а трудились несколько живописцев.
Поэтому роль отца Андрея была более значительна, чем описали братья Шеманаевы, так как происходила довольно основательная реконструкция церкви.
2. «В интерьере храма сохранились фрагменты живописи середины XIX века, выполненные в академической манере. На своде едва читается изображение Новозаветной Троицы и прославляющих ее ангелов, стоящих в три ряда. На восточной грани восьмерика в прямоугольной раме с полукруглым заверением размещается «Сошествие Святого Духа на апостолов», на западной грани – «Снятие с креста», между окнами – фигуры апостолов. На своде алтаря помещены написанные с большим мастерством херувимы».
В академической манере могли писать мастера прошедшие хорошую школу иконописи и живописи. Поиск имен этих мастеров и их школ задача искусствоведов и краеведов. Не исключено, что этими мастерами могли быть Пешехоновы.
Женитьба Дмитрия Петровича в 1847 году на Елене Алексеевне Бардиной произошла, видимо, после завершения работ в Скорынево.
Два дома Василия Николаевича Степанова, видимо, не сохранились, а стояли они на участке, где в настоящее время стоят двухэтажные дома № 33 и № 35 справа от здания бывшей земской управы. Сведения об этих домах и об их владельцах можно прочитать в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2» на страницах 250 и 251.
Здесь упомянуто, что жилой дом № 33 по Большой улице построен во второй половине 19 века и в 1890 году принадлежал купцу Дмитрию Евстигнеевичу Малышеву.
Отметим – В августе 1894 г. в доме Д.Е. Малышева была свадьба Василия Дмитриевича Шеманаева и Александры Яковлевны Поповой (Масловой).
– В 1917 г. в доме располагалась редакция газеты «Бежецкий вестник».
– В 1920-е – 30-е годы здесь жил друг и учитель Льва Николаевича Гумилева – Александр Михайлович Переслегин.
На приведенной фотографии одноэтажный дом южной часть Земской управы (дом № 31) еще не надстроен, т.е. фотография выполнена до 1913 г., но после 1909 г. т. к. двухэтажный дом № 35 с узким фасадом уже построен Екатериной Васильевной.
Второй же дом (№ 35) был построен между 1908 и 1913 годом на территории участка, который в конце XIX века принадлежал Д.Е. Малышеву.
Василий Николаевич Степанов имел (по записи в «Генеагенезисе») на этом же участке два дома и конюшню (держал лошадей) в конце первой половины 19 века.
Женат Дмитрий Евстигнеевич был на Екатерине Васильевне Степановой – дочери Василия Николаевича Степанова и Марии Алексеевны Бардиной. Участок, где стоят эти дома, Дмитрий Евстигнеевич приобрел по возвращении из Петербурга в 1881–82 г., возможно, от Василия Николаевича Степанова.
Дмитрий Евстигнеевич скончался 62-х лет отроду, 3-го марта 1909 года. Детей не имел.
Вдова, Екатерина Васильевна (Степанова) Малышева, видимо, сама достраивала дом № 35, а в 1916 году продала дом № 33 с частью участка Петру Михайловичу Жукову.
В 1916 году хозяйкой дома № 35 в документах значилась Малышева.
Отметим – на стр. 204. «Свода…» упоминается, что: «В конце 19 в. дом 45-47 на улице Льва Толстого принадлежал купцу Михаилу Евстигнеевичу Малышеву». Речь идет о брате Дмитрия Евстигнеевича.
– На станице 350 «Свода…» упоминается, что в 1871 г. купец Евстигней Малышев с купцами Семеном Бардиным, Петром Луковниковым и другими просили разрешения построить новый корпус торговых рядов перпендикулярно третьему корпусу.
В 43 главе «Стоглава» – сборника постановлений Московского церковного собора 1552 года записано: «Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, особенно же хранить чистоту душевную и телесную со всякими опасениями… А живописцев тех беречь и почитать больше простых людей».
В Генеагенезисе Шеманаевых четкого указания на профессию Алексея Тимофеевича нет. Вероятнее всего, как старший сын он получил от отца наследство и стал купцом. Но, тем не менее, авторы «Генеагенезиса…» в предыдущей фразе о женитьбе Дмитрия Петровича записали «В то время люди церковного дела, особенно живописцы, стояли много выше других ремесленников и пользовались почетом».
В ранее упомянутом «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России…» На странице 155 имеется следующем текст: «В 1790 гг. разными владельцами, в том числе А.Т. Бардиным, П.А. Деминым, Н.А. и Е.А. Невороти-новыми, у самого берега Мологи на западной стороне главной площади были выстроены каменные кузницы (всего не менее 12), составлявшие единый прямоугольный корпус (не сохранились). По-видимому, они были сооружены по образцу тверских кузниц, возведённых в 1780-е гг. по проекту губернского архитектора Ф.Ф. Штенгеля».
Трудно сказать, кто стоит за инициалами А.Т. – Алексей Тимофеевич, или это Андрей Тимофеевич. Некоторая ясность о кузницах появляется только из завещания Семена Петровича Бардина. Семен Петрович – внук Андрея Тимофеевича был владельцем кузниц № 1 и № 7, которые по завещанию передал своим сыновьям Николаю Семеновичу (№ 1) и Андрею Семеновичу (№ 7) в 1915 г.
Приобретал же он эти кузницы по купчим – №1 в 1885 г. (бывший владелец не указан) и №7 в 1870 г. у Петра Яковлевича Ловля.
Здесь же следует отметить, что замечательный кузнечный шедевр выполнил мещанин и цеховой мастер Петр Андреевич Бардин, сделав новую главку в 1831 г. на храме Никиты Мученика в селе Лозьево. См. примечание 2 к главе 3.
Эту фотографию мне передал в 2009 г. внук (владельца кузницы №7) Андрея Семеновича Бардина, Александр Анатольевич Бардин, который проживает в Бежецке.
Андрей Семенович Бардин, в свою очередь, приходиться Андрею Тимофеевичу Бардину правнуком.
Даты на фотографии нет, какой № у этой кузницы тоже не известно. Неизвестно также кто из Бардиных стоит в центе с усами, в темном пальто и папахе. Александр Анатольевич не смог четко опознать кто это – Семен Петрович, Андрей Семенович или Николай Семенович.
Отметим – За крышами кузниц видны очертания Воскресенского собора, что дает возможность более точно установить расположение не сохранившихся кузниц и сказать, что они стояли в пойме Мологи довольно близко к воде, слева от дороги, идущей на Штабской мост.
В книге А.Б. Каменского «Повседневность русских городских обывателей» На странице 169 в эпизоде о конфликте между купцами Григорием Михайловичем Первухиным и Алексеем Поповым упоминается имя купцаТимофея Яковлевича Бардина. Событие происходило в июле 1769 года.
Здесь мы узнаем имя отца Тимофея Бардина и можем при составлении родословного дерева внести его в пращуры рода Бардиных в Бежецке – Яков Бардин.
К эпизоду есть ссылка на материалы РГАДА, фонд 709, опись 1, дело 291.
В ходе поисков информации о роде Бардиных нашлось достаточно много информации, которая найдена в разных источниках и обобщена в данном пункте с подзаголовками конкретных имен, к которым относиться эта информация.
Выявилось также, что в «Генеагенезисе Шеманаевых» имеются неточности как в численности, так и в именах членов рода Бардиных.
Возникло предположение о том, что у Тимофея Бардина был брат.
Нужно также отметить, что во многих краеведческих источниках фамилия Бардиных пишется только с инициалами, что вызывает трудности в определении к какой семье этого человека относить.
Возникшие вопросы можно увидеть из следующих материалов:
а) Из письма (20.12.2006 г.) Исакова Б.А. – Шеманаевой Елене Ивановне.
«Хочу поделиться одной проблемой, что возникла у меня при чтении книги А.Б. Каменского (Российский государственный гуманитарный университет, 2006 г. Москва.) с длинным названием «Повседневность русских городских обывателей или Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века».
Книга написана с использованием материалов местных учреждений города Бежецка первых трех четвертей XVIII века, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Это фонды Бежецкой приказной избы (Ф. 1106), Ландратской канцелярии (Ф. 874), Канцелярии ландрата (Ф. 890), Воеводской канцелярии (Ф. 459), Бежецкой крепостной конторы в составе объединенного фонда крепостных контор (Ф. 615).
Наибольшим по объему и самым значимым для данного исследования явился фонд Бежецкой земской избы, ратуши и городового магистрата (Ф. 709), насчитывающий 1766 единиц хранения за 1700–1775 гг.
После прочтения книги появились вопросы, касающиеся наших предков Бардиных. Чтобы была ясна суть вопросов, прилагаю составленное на основе «Генеагенезиса…» родословное дерево Бардиных и относящиеся к делу выписки из книги.
1. В книге на странице 169 упоминается купец Тимофей Яковлевич Бардин, как свидетель ссоры купцов Первухина и Попова. Событие происходит летом 1769 года. Наверно, есть возможность узнать в ревизских списках за 1709, 1747 и 1763 год, которые, если верить сноскам в тексте книги, размещены в фонде 709, следующую информацию: а/ Возраст Тимофея Яковлевича Бардина, б/ Имена его жены и детей, даты рождения детей, и другое (что имеется).
2. На странице 200 упоминается Григорий Бардин, как отбывающий службу денщика при магистрате. Вместе еще с 3-мя денщиками задержал, бежавшего из-под стражи, Никифора Самохвалова. Событие происходит в 1752 году.
а./ В «Генеагенезисе…» среди сыновей Тимофея Бардина отсутствует имя Григорий. Возможно, братья Шеманаевы не знали о существовании шестого сына?
3. На странице 201 упоминается Михаил Бардин, как десятский, который доносил в магистрат о драке между Антоном Самохваловым и монастырским крестьянином. Событие происходит в январе 1754 года. В «Генеагенезисе…» Михаил упомянут как 4-ый сын Тимофея.
У Михаила по «Генеагенезису…» есть сын Григорий. Даты его рождения нет. Предположить, что упомянутый в книге Григорий приходиться сыном Михаилу нельзя, так как далее по тексту книги эти два имени фигурируют как братья.
4. На странице 202 упоминаются Иван, Михаил и Григорий Бардины, как братья и участники коллективной пьяной драки в Красном Кабаке, приведшей к смерти Никифора Самохвалова, 27 июня 1756 года. Все участники драки арестованы. После трехлетней отсидки в колодничьей избе и наказания кнутом освобождены в 1759 году. В «Генеагенезисе…» Иван Бардин упомянут пятым – младшим сыном Тимофея.
5. На странице 131 упоминается купец Бардин В.И., как ложно огласивший «слово и дело», за что был наказан плетьми. Событие происходит в 1759 году, когда В.И. Бардину было 20 лет. По заглавной букве отчества этот купец к семейству Тимофея не подходит. Поэтому опять возникает предположение, что у Тимофея был брат или однофамилец. Предположить, что это сын Ивана Тимофеевича трудно, т. к. В.И. Бардин почти ровесник Ивану (по событиям, описанным в книге) и в «Генеагенезисе записано, что Иван детей не имел.
На странице 132 вновь упоминается Бардин В.И., как повторно повторивший преступление (ложное оглашение «слова и дела») уже в августе 1761 года. За эти преступления и пьянство Бардин В.И. «отдан в рекруты впредь в зачет в нынешнем (1)763 году».
Бардины. Родословное дерево, мужская линия. (По данным «Генеагенезиса Шеманаевых»).
Таким образом, мы видим, что при построении родословного дерева Бардиных необходимо:
1. Уточнить по фондам РГАДА был ли у Тимофея Яковлевича еще один сын – Григорий, упомянутый в книге, и может быт узнать имена и фамилии жен Андрея и Михаила.
2. Выявить наличие или отсутствие родства В.И. Бардина с Тимофеем Яковлевичем Бардиным.
3. Принять, что родоначальником рода Бардиных является Яков Бардин.
4. Продолжить поиск потомков Семена Петровича и Семена Григорьевича Бардиных.
Комментарий редактора сайта: У Владимира Николаевича Сорокина, бежецкого краеведа, есть материал, дополняющий и уточняющий информацию по родословию Бардиных, так в Исповедных ведомостях за 1738 год, в записях, относящихся к Богословской церкви, фигурирует Иаков Иванов сын Бардин, 38 лет, и его дети, в том числе Тимофей 7-ми лет.
В исповедной ведомости Богословской церкви города Бежецка 1860 г. (ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Ед. хр. 17929. Л. 59. 38. 84.) записано: «Алексей Алексеев Бардин. Холост. 62. Сестра его девица Евдокия Алексиева 44. Зять их Дмитрий Петров Шманаев 40. Ж.е. Елена Алексиева 43. Дети их: Александр 9, Николай 6, Василий 6. Были».
Возраст исповедовавших указан не точно, эти неточности – характерная черта исповедных ведомостей того времени.
б) Из письма (10.12.2006 г.) Натальи Александровны Грибовой Исакову Б.А.
«…и вот недавно была у меня знакомая из рода Бардиных с фотографиями, с нотариальным завещанием бежецкого мещанина Бардина Семена Петровича, от 1913 года (и штамп 6.02.1915 года, видимо, год смерти). Я сделала как обычно родословную (прилагаю)».
Галина Георгиевна помнит, как ее бабушка ходила в гости к родне на Садовую 19, к Антонине Николаевне, которая доживала в этом доме.
Сама Галина Георгиевна живет на 1 этаже родового дома (это Пролетарская 59/61, бывшая Дворянская). С уважением и с самыми наилучшими предпраздничными пожеланиями Вам и всему семейству. Н.А. из родной Вам глубинки».
Выделенная мною полужирным шрифтом информация, присланная Натальей Александровной Грибовой о родственниках Бардиных, в «Генеагенезисе Шеманаевых» отсутствует.
Нине Сергеевне в 1918 году было всего два года, и о ней братья Шеманаевы писавшие «Генеагенезис» вполне могли и не знать.
Отметим – Степанова Августина Васильевна приходится двоюродной сестрой Александру, Николаю и Василию Шеманаевым по женской линии, так как Дмитрий Петрович Шеманаев и Василий Николаевич Степанов были женаты на родных сестрах соответственно Елене и Марии Алексеевне Бардиных.
– Семен Петрович Бардин приходился двоюродным братом Августине Васильевне. Он приходиться Андрею Тимофеевичу Бардину внуком по мужской линии, а Августина Васильевна приходиться внучкой Алексею Тимофеевичу по женской линии (мать – Мария Алексеевна Бардина).
в) Из письма (15.01.2007) Исакова Б.А. Губановой (Коптевой) Галине Георгиевне:
«Вы являетесь родственницей семейства Тимофея Яковлевича Бардина и у вас есть фотографии, и даже завещание Семена Петровича, правнука Тимофея Бардина. Меня очень заинтересовала эта информация о Бардиных, так как продолжаю пополнять родословную Шеманаевых, и если вы захотите, то мы могли бы обменяться путем переписки на то, что имею я тоже, как родственник Бардиных по женской линии. Из письма Натальи Александровны я понял, что ваше родство к Тимофею Бардину идет через его сына Андрея, а мое через сына Алексея….
У меня есть родословная, написанная внуками Елены Алексеевны, где довольно подробно описаны и Бардины. Но все заканчивается 1918 годом. В прошлом году я читал книгу, изданную Российским государственным гуманитарным университетом, где описывается быт Бежецких городских обывателей за период 1709–1785 годы. В ней неоднократно упоминается фамилия Бардиных. Сопоставляя даты и имена книги и родословной, обнаружил и совпадения, и противоречия. Например, в книге упоминаются, купец Тимофей Яковлевич Бардин и три брата Бардиных – Иван, Михаил и Григорий. Назван и еще один Бардин с инициалами В.И., по возрасту близкий к упомянутым братьям. В родословной же у Тимофея Бардина названы 5 сыновей: Алексей, Василий, Андрей, Михаил и Иван. Среди них нет Григория. Нужна какая-то проверка. Может быть, с Вашей помощью решим эту проблему?
Нашел в Интернете информацию и о том, что купец Григорий Бардин был награжден золотой медалью «За усердие». Но, нужно уточнение – откуда этот купец и за что он был награжден? Снова нужен поиск…
Если у Вас найдётся время, то напишите, пожалуйста, ваше мнение по затронутым мною вопросам. Буду весьма признателен, если назовете и какие, то другие адреса, где можно будет получить какую-то информацию о Бардиных».
в) На старом Бежецком кладбище за церковью Спаса Нерукотворного образа слева от могил Шеманаевых сохранились могилы Бардиных и Коптевых. Помещенный ниже снимок сделан мною в 2009 г. Ухаживала за могилами Галина Георгиевна Губанова.
Кто есть кто на могильных плитах:
Бардины:
– Виктор Сергеевич 1906–1965, сын Сергея Семеновича и Александры Николаевны.
– Александра Николаевна (Лукянова) 1868–1947, дочь управляющего имением «Холстово», жена Сергея Семеновича Бардина.
– Зинаида Сергеевна 1898–1959, дочь Сергея Семеновича и Александры Николаевны.
Коптевы:
– Георгий Сергеевич – отец Галины Георгиевны Коптевой (по мужу Губановой).
– Нина Сергеевна (Бардина) – жена Георгия Сергеевича.
г) В письме от 21.11.2007 г. Галина Георгиевна (Коптева) Губанова сообщила:
«Александра Николаевна моя бабушка. Ее родина деревня Холстово, 5 км от Верхней Троицы, а метрика (свидетельство о рождении) от церкви села Матино. Фамилия родителей Лукяновы (мягкого знака нет). Отец Николай, мать Пелагея Петровна. В Холстово был большой дом. Отобрали. В нем располагались: правление колхоза, клуб, детский сад. При укрупнении колхозов – правление стало в селе Митино, а дом разобрали.»
В этом же письме упомянут и дядюшка, Виктор Сергеевич Бардин брат Нины Сергеевны Бардиной.
Кроме того, в письме от 18.01.2008 г. Галина Георгиевна сообщила имена всех детей Сергея Семеновича и известные ей даты их рождения и смерти.
– Александра Сергеевна 1894 – 1916 г.
– Зинаида Сергеевна, 1898 – 14.12.1959 г.
– Николай Сергеевич 1900 –
– Борис Сергеевич, 24.1902 г. – апрель 1942 г.
– Виктор Сергеевич, 16.08.1906 г. – 12.08.1965 г.
– Нина Сергеевна 1916 г. – 1978 г.
Таким образом, следует уточнить в тексте главы 2, Примечание 3-е, что дочь управляющего имением Александра Николаевна носила фамилию Лукянова, а само имение называлось не «Толстово», а «Холстово». Кроме того, можем дополнить, что от второго брака, кроме упомянутых: Зинаиды, Николая и Бориса, родились Виктор и Нина. Эти поправки внесены в «Генеагенезись Шеманаевых с портретами» в отличие от оригинала «Генеагенезиса Шеманаевых» и отмечены знаком – ☼.
д) При рассмотрении некоторых документов о Шеманаевых неоднократно встречалось, например, что Николай Дмитриевич Шеманаев в один и тот же период времени носил статус то купца, то мещанина. Трудно объяснить, почему один и тот же человек в разных документах числится в двух сословиях. Можно было бы думать, что в документах упоминаются два полных тезки, однако, мы в данном случае твердо знаем, что это один и тот же человек – Н.Д. Шеманаев.
В литературных краеведческих источниках часто фамилии многих людей пишутся только с инициалами. В случае очень разветвленных родов, как, например, Бардиных, это приводит к трудностям в идентификации человека. Так, например, в книге И.И. Климина. «Очерки по истории Бежецкого уезда Тверской губернии». Часть 1. Санкт-Петербург. 2002 г. на странице 45 сообщается об избрании городской Думой (17.12.1910) попечительского совета женской гимназии. Среди именитых членов совета (например: Ревякин И.И., Коровкин А.А., Крюков С.А. Петухов И.А. и других) указан мещанин С.С. Бардин.
Далее на стр.195 сообщается о благотворительном обществе для защиты учениц женской гимназии. Заместителем председателя и членом правления этого общества был Николай Дмитриевич Шеманаев. А среди членов этого общества, главным образом купеческого сословия, указана фамилия мещанина С.С. Бардина.
На стр. 277 сообщается оценка стоимости недвижимого имущества некоторых купцов и мещан в 1914 г., например, Александр Акимович Коровкин владел имуществом на сумму около 28000 рублей, Василий Дмитриевич Шеманаев – 12000 рублей, купец Семен Семенович Бардин – 2300 руб., а мещанин Сергей Семенович Бардин – 1700 рублей. Только здесь становиться ясным, что в Бежецке проживали два разных человека Бардин С.С. – купец и Бардин С.С. – мещанин.
Кроме этой информации, о двух Бардиных с инициалами С.С., нашлось еще подтверждение этому факту в Адрес-календарях Тверской губернии за 1914 и 1915 год. В них сообщается, что мещанин Сергей Семенович Бардин и купец Семен Семенович Бардин служили вместе в Бежецком квартирном налоговом присутствии в качестве его членов, и в то же время вместе заседали в Бежецкой городской думе в качестве гласных.
Далее мы увидим, что Бардин С.С. упоминается довольно часто и надо с большим вниманием разбираться кто это – Сергей Семенович или Семен Семенович.
Из «Генеагенезиса Шеманаевых» мы видим, что среди детей Семена Петровича и Августины Васильевны Бардиных нет сына с именем Семен. Поэтому с большой вероятностью мы можем утверждать, что купец Семен Семенович Бардин – это сын Семена Георгиевича Бардина, жившего на Штабу, и он может быть внесен в перечень его детей. Это дополнение будет сделано во второй книге – «Наша родословная».
На стр. 350 «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России»: «В 1868 г. Бежецкий гостиный двор насчитывал 122 лавки. В 1871 г. Бежецкие купцы Евстигней Малышев, Петр Луковников, Семен Бардин и другие просили разрешения построить новый корпус торговых рядов перпендикулярно третьему корпусу». В этом тексте четко идет речь о купце Семене Семеновиче Бардине.
7.1. Бардин Михаил Петрович
В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России» на стр. 648: «Котлованово. Бологовский район. Церковь Праскевы Пятницы, 2-я треть 19 века. Строительство существующей церкви, вместо одноименной деревянной (1793) началось в 1838 г. на средства помещицы Прасковьи Петровны Бутеневой… В начале 1860-х гг. здание было завершено вчерне, а отделка продолжалась в 1860-е. – 80-е гг.
Подрядчиками на строительстве в разные годы были: осташковский мещанин Николай Гаврилович Филошин, новоторжский мещанин Федор Якимович Калинин, бежецкий мещанин Михаил Петрович Бардин, крестьянин Валдайского уезда Михаил Никитин, крестьянин Тверской губернии Данила Григорьев».
Михаил Петрович в «Генеагенезисе…» не упомянут. У Петра записан только один сын – Семен. По годам работы (1860 г.) Михаил Петрович может быть ровесником Григория Михайловича. Возможно, допущена ошибка в отчестве, и речь идет о Михаиле Тимофеевиче?
7.2. Бардин Григорий Михайлович
В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России» На стр. 169. » На вновь устроенном кладбище, расположенном на земле казенных крестьян соседней деревни Филипихи, у тверской дороги за тюремным замком (ныне территория ДРСУ), на средства купца Г.М. Бардина построили церковь Живоносного Источника и Утоли Моя Печали (не сохранилась)».
Я длительное время пытался подтвердить свои воспоминания о том, что церковь и кладбище находились с правой стороны дороги на Тверь при выезде из Бежецка, так как в настоящее время территория ДРСУ и тюрьма находятся слева от дороги на Тверь. Что явно противоречит моим воспоминаниям. На эту тему беседовал со многими Бежечанами, в том числе и с писателем – краеведом Сергеем Ивановичем Сениным. Все единодушно говорили, что я ошибаюсь.
Однако после длительных поисков нашлись материалы, подтверждающие мое воспоминание. Это видно из моей переписки по Интернету с бежечанином Романом Костиным, который проживает на Штабу.
1/.»Здравствуйте, Рома! Кладбища этого нет. Помню я его по 1942-43 гг. Оно находилось справа от дороги в Тверь. Вроде бы чуть далее тюрьмы. Церковь из красного кирпича еще стояла. За кладбищем еще была городская территория, и там давали учителям участки для посадки картошки. Туда и ходил я с тетей, которая была учительницей, а жили мы на ул. Радищева на месте где сейчас стоит гостиница «Престиж». События вокруг этого кладбища и церкви немного освещены в книге В.И. Брагина «Так погибали Бежецкие церкви». Книга имеется в центральной библиотеке. По моим соображениям в ней что-то не договаривается и есть неточности в датах«.
Роман. «Добрый вечер, Борис Анатольевич! Я понял! Я ещё его застал, точнее то, что от него осталось! Я жил на Штабу и часто ходил в этот лесок! Там было несколько могил, даже сохранились ограды! Церкви уже не было, про её останки не помню! Сейчас не могу сказать, что там есть. Давно не был! «
Роман. «Здравствуйте Борис Анатольевич! Я сфотографировал то место… и нет никаких следов, остались одни деревья! За забором тоже нет следов. На моей памяти там было несколько могил под деревьями (4-5), были кресты… Поспрашивал знакомых, все помнят, что кладбище было, но никто не знает, когда исчезло… Про церковь, кого я спрашивал, никто не знает… Вот такая грустная картина! До книги В.И. Брагина я пока не дошёл, будет время, обязательно поинтересуюсь! Что узнаю ещё, напишу».
Борис. «Здравствуйте, Рома! Чрезвычайно благодарен за информацию.
Что касается места нахождения кладбища. Хорошо бы найти карту Штаба или всего Бежецка начала 20 века (до Октябрьской революции).
В книге В.И. Брагина (стр. 460) указано, что церковь Живоносного Источника разрушена в 20–30-е гг. 20 века, а кладбище уничтожено в 1960-х гг.
В Интернете нашел учетную карточку на церковь Живоносного Источника (шифр 6903017) составитель Александр Бокарев.
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название – Церковь Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Бежецке.
Обиходные названия – Живоносовская церковь.
Тип постройки – церковь.
Дата основания – 1865.
Дата постройки последнего здания -1865 (см. постройки той же эпохи)
Историческое исповедание – Православная.
Статус – не сохранилась.
Адрес на 1917 г. – Тверская губ., г. Бежецк, Инвалидная слобода, кладбище.
Современный адрес – Тверская обл., г. Бежецк, ул. Тверская, [территория ДРСУ]
Краткое описание – Каменная церковь на кладбище Инвалидной слободы, построена на средства купца Г.М. Бардина. Крестообразная в плане однокупольная церковь в русско-византийском стиле. Главный престол икон Богоматери Живоносный Источник и Утоли Моя Печали, боковые приделы: правый Гавриила Архангела (соименно храмоздателю) и Всех Святых, левый Великомученика Пантелеймона и Сергия Радонежского. Была приписана к Казанской церкви Инвалидной слободы. Сломана в сер. ХХ в.
Примечания: Кладбище, на котором стояла церковь, окончательно срыто в 1960-х.
Дата обновления карточки – 16 мая 2008 года.
Составитель – Бокарёв Александр.
Даты разрушения церкви в книге Брагина и в карточке расходятся.
Роман. 23.07.2011
«Здравствуйте, Борис Анатольевич! Я вспомнил, что моя прабабушка (умерла в 1987 г.) и другие ухаживали за этим кладбищем в войну и какое-то время после! В годы моего детства там, рядом было поле, где паслись домашние животные, и мы с ней ходили их проведать, она часто ходила к этим оставшимся могилам, она что-то рассказывала, но я уже не помню, и всегда крестилась! Ещё, я помню, что она сажала этот лесок! Мне сказали, что там прошёл грейдер… Осенью, когда будет меньше травы, я попробую поискать, какие-нибудь следы! У меня есть карта Тверской губернии, там есть Бежецк! Я её посмотрю!».
«Роман. 08.08.2011
Здравствуйте Борис Анатольевич! Я всё хочу узнать открыли ли вы карту старого Бежецка?».
«Борис. 08.08.2011
Здравствуйте, Рома! Карту не открывал. Но, 4 карты, которые есть на Вашей страничке в альбоме – смотрел. Такие 4 карты есть в разных книжках по краеведению, я их видел ранее. Если речь идет о другой карте, то повторю свои попытки открыть приложение».
«Роман.09.08.11 Здравствуйте Борис Анатольевич! Да, я про ту самую карту! Только в том документе она более увеличена и чётка».
«Борис. 09.08.11
Здравствуйте Рома. Для более тщательного изучения карты было бы хорошо иметь дату ее выпуска. Насколько это возможно сейчас (быстро) изучил этот участок карты и могу высказать следующее:
1. Двигаемся от Мологи на запад. Штабские строения, относящиеся к городу, имеют границу с полукруглым выступом, который пересекается Тверским трактом. Далее нанесены границы еще небольшой территории, обозначенной буквой (видимо) «К», которая также пересекается Тверским трактом. Сразу за границей этой территории, на землях деревни Филипихи, есть квадратик с зелеными черточками (вроде буквы М). Вот этот квадратик и есть, по моему мнению, Кладбище. В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2» стр. 169 написано: «На вновь устроенном кладбище, расположенном на земле казенных крестьян соседней деревни Филипихи, у тверской дороги за тюремным замком (ныне – территория ДСРУ), на средства купца Г.М. Бардина построили церковь Живоносного Источника и Утоли Моя Печали». (1865 год).
Меня смущает в этой фразе упоминание «тюремного замка» и ДСРУ. Если под этим понимается современная тюрьма, то это явное расхождение. Сейчас тюрьма – слева от дороги, а кладбище на карте – справа. У меня такое ощущение, что раньше было справа от дороги какое-то 2-х этажное здание из красного кирпича – может быть, это и был «тюремный замок»?
2. Такой же квадратик с зелеными черточками и красным крестиком есть на восточной окраине города. Это, видимо, нынешнее старое кладбище с его Спасо-Кладбищенской церковью. На Штабу есть тоже красный крестик – это Казанская церковь. Обозначение церквей красными крестиками есть и во многих селах и даже погостах. Но вот в погосте Лютицы такового нет. Вероятнее всего, теплые или иначе церкви с отоплением, для возможности проведения служб в зимнее время, обозначены на карте, а летние церкви не имеют обозначения. Возможно, конечно, что карта издана до того, как были построены эти церкви. Но Церковь Живоносного источника была холодной, об этом четко сказано в книге Брагина».
И еще одна находка в этом исследовании. Недавно я нашел подтверждение своим ощущениям о том, что здание тюрьмы было справа от дороги и перед кладбищем в другой книге В.И. Брагина» Бежецкие рассказы». На стр.419 имеется фотография двухэтажного полуразрушенного здания, под которой текст: «Заброшенная Бежецкая тюрьма на Штабу (вид с тыльной стороны). Снимок сделан автором 19 мая 2009 года.»
На стр. 470: «Моркины Горы. Церковь Иоанна Предтечи. З-я четверть 19 века… В 1864 г. подрядчиком бежецким купцом Бардиным сооружена новая трехъярусная колокольня, поставленная из-за близости берегового обрыва отдельно от церкви». Видимо, речь идет о Григории Михайловиче Бардине.
На стр. 480: «Польцо. Село Бежецкого района. (Находится в ~ 31 километре к югу от Бежецка по Кашинской дороге). Церковь Спаса Преображения. Расположена к северо-востоку от села, на ровной местности, в настоящее время территория вокруг здания сильно заросла.
Западнее церкви сохранились липовые аллеи и два пруда находившейся здесь усадьбы. Первый проект каменной церкви, вместо деревянной, был составлен губернским архитектором Э.О. Бадером в 1867 г. Это было характерное для своего времени сооружение в русском стиле с шатровыми завершениями восьмерика храма и трехъярусной колокольни.
По неизвестным причинам церковь была построена по другому проекту около 1876 года подрядчиком бежецким купцом Григорием Михайловичем Бардиным на средства прихожан. В храме частично сохранилась монументальная масляная живопись конца 19 – начала 20 века, отличающаяся высоким художественным уровнем».
7.3 Бардин Петр Андреевич
В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России» на стр. 461–62: «Бежецкий район. Село Лозьево. Церковь Никиты Мученика. Стоит на площади в центре села, расположенного на высоком холме. Церковь сооружена на средства прихожан в 1798–1800-х. гг. … Колокольня возведена в 1819–23 гг.
В 1831 г. Бежецкий мещанин и цеховой мастер Петр Андреевич Бардин сделал новую главку на храме и железные кровли на храме, алтаре и трапезной…».
«В 3-ей четверти 19 века предположительно в 1850-гг. была сооружена новая трапезная с Ильинским и Знаменским приделами». Здесь отметим, что Дмитрий Петрович Шманаев после женитьбы в 1847 г. работал во многих церквях Бежецкого уезда и был дружен со священником села Лозьево отцом Арсением (см. главу 3 Генеагенезиса Шеманаевых), а посему большая вероятность в том, что именно он выполнял живописные работы в трапезной. Петр Андреевич, выполняя указанные работы, явно не мог обойтись при изготовлении главки без кузнечных работ. Поэтому, видимо, в этот период он был владельцем одной из кузниц на берегу Мологи. Отметим, главка стоит на храме уже 182 года.
И кроме этого, заметим, что на многих снимках церквей, помещенных в «Своде памятников культуры…» видны главки подобного вида. Например, в селе Намесково на церкви Троицы, на церкви Покрова в селе Курганы и др. Это может говорить о причастности бежецких кузнецов к этим работам, в том числе и Бардиных.
7.4. Бардин Семен Григорьевич
В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России на стр. 166: «Остречинский мост обрушился во время весеннего половодья в 1856 г. и был восстановлен в последующие годы купеческим сыном С.Г. Бардиным, ставшим вскоре известным в Бежецке строительным подрядчиком».
Снимок выполнен, видимо, в 1906 г. К нему имеется комментарии Анкудинова В.С. «Русловые устои из бревен, береговые из бутовой кладки, облицованной тесаным гранитом. Мост освещался керосиновыми фонарями. Внизу, так называемый, «портомойный плот» для полоскания белья. За пользование плотом брали 5 копеек. Деньги шли на ежегодный ремонт плота. Здесь же поили лошадей, приезжающие в город крестьяне. С высокого берега к воде шел мощеный булыгой спуск».
На стр.176: «…в1914-15 гг. подрядчиком С. Бардиным сооружен бетонный мост через Мологу вместо прежнего деревянного».
Комментарии Анкудинова В.С. к снимку: «Железобетонный мост через Мологу построен на месте деревянного в 1914 г. бельгийской фирмой. Исполнял работы подрядчик С.Г. Бардин. Стоит обратить внимание на ажурную конструкцию устоев. Рассчитанный на гужевое движение мост отлично служил и когда на дорогах появились тяжелые грузовики и Икарусы. И только в 1983 г. был заменен новым из сборного железобетона. Вид в сторону Штаба. Лето 1918 г.».
Нужно также дополнить, что в годы войны 1941–45 гг. по мосту проходила и военная тяжелая техника, тягачи с орудиями и танки. Мост неоднократно бомбила фашистская авиация – мост устоял.
На стр. 194: «Дом жилой С.Г. Бардина, 2-я половина 19 века, ул. Большая Штабская, 65/6. Стоит на углу квартала в центре левобережной части города, «на Штабу», южным фасадом выходит на Тверскую улицу, западным – на Большую Штабскую. На рубеже 19–20 вв. Принадлежал купцу Семену Григорьевичу Бардину, известному в Бежецке строительному подрядчику.
В советское время зашиты некоторые проемы первого этажа, сделаны новые входы с Тверской улицы, уличные фасады на высоту первого этажа заново обшиты, а со стороны Большой Штабской улицы цоколь обложен валунами». Дом используется как жилой и в настоящее время. Кто проживает в нем мне не известно.
На стр.254: «Большая улица, дом № 40 П.Ф. Рудакова. В 1913 г. построен подрядчиком С. Бардиным по проекту В.И. Ревякина. В первом этаже дома находился «Варшавский» магазин галантерейных товаров, где продавались также открытки с видами Бежецка (со снимков местного фотографа Петра Дружинина) «Комментарии Анкудинова В.С. к снимку.»…Перед нами дом Петра Феофановича Рудакова, владельца «Варшавского» магазина (галантерея, конфекцион). Именно ему, Рудакову, мы обязаны возможностью видеть большинство этих снимков. Это он в 1906 году заказал фотографу Петру Михайловичу Дружинину сделать снимки видов города, а затем издал их большим тиражом в Санкт-Петербурге и Варшаве, и разошлись виды Бежецка в форме почтовых открыток в рамках Всемирного почтового союза по всей Российской империи. В южной половине первого этажа дома разместился собственно его магазин. Два больших витринных окна сверкали позолоченными буквами наименования товаров, укрепленных прямо на стекле. Верхняя часть окон была заполнена мелкими выпуклыми стеклами. Другая половина первого этажа была сдана в аренду под торговлю. Второй этаж был сдан в наем воинскому начальнику города генералу Кононовичу.
По воспоминаниям Галины Анатольевны (Исаковой) Гуреевой, в снабжении «Варшавского» магазина товарами Рудакову активно помогала сестра Веры Николаевны Поляковой – Александра. После окончания Высших женских Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге, она, отлично владея французским языком, ездила за товарами в Париж и Варшаву.
На стр. 362–363: «…ул. Введенская, 66-66а. На рубеже 19–20 веков владельцем был крестьянин Матвей Семенов. По сведениям жителей, в начале 20 века усадьба принадлежала известному в Бежецке строительному подрядчику С.Г. Бардину». Возможно, у Семена Григорьевича была большая семья, и он приобретал дома для членов своей семьи.
На стр. 524: «Шишково-Дуброва. Церковь Покрова. Построена в 1820–28 гг. … По проекту, утвержденному в 1873 г., прежнюю трапезную сменила более обширная. Строительство ее началось в 1875 г. под наблюдением архитектора К.К. Гельбига. Тогда же сооружена новая четырехъярусная колокольня. Подрядчиком на строительстве был бежецкий купец 2-ой гильдии Семен Григорьевич Бардин«.
Помимо упомянутых в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России» зданий и сооружений, построенных или принадлежавших С.Г. Бардину, есть на Штабу еще дома, связанные с С.Г. Бардиным и его семьей. а/ Первым следует назвать особняк, построенный на краю Казанской улицы, дальше была территория уезда. Он по своим архитектурным параметрам не вошел в список Бежецких памятников культуры и не попал в упоминаемый «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область», но до сих пор несет службу с большой пользой для жителей города и особенно Штаба.
После 1917 г. он был реквизирован и использовался в различных целях по усмотрению городской власти. Весной 1918 г. в нем разместились члены Бежецкой сельскохозяйственной коммуны, которые получили землю около городской тюрьмы.
В 2006 г. при посещении Бежецка, я прошелся до этого дома и сфотографировал его.
Дом ремонтировался, но по случаю выходного дня рабочих не было видно. Соседние жители сказали, что в нем располагается детский сад. Номер дома, к сожалению, не просматривается на фотографии, но по моим записям это №100. Улица теперь носит название «Коммуны». Видимо, в память того, что когда-то здесь существовала с./х. коммуна.
Шеманаева Мария Николаевна работала в детском доме «Дошкольник» и, когда детский дом переводили в Красный Холм, просила перевести ее в какую-либо школу, так как она не могла уехать из Бежецка. (См. примечания к главе 4 п. 7).
Давали согласие поработать в детдоме Мария Александровна Шеманаева и Вера Николаевна Полякова, но, по причине низкой оплаты труда, отказались от предложения уездного отдела народного образования (См. примечание к главе 5 п. 12).
б/ В книге памяти жертв политических репрессий упоминается: «Бардина Надежда Семеновна, 1900 г. рождения, уроженка и жительница города Бежецка Московской области, проживала: улица Коммуны, дом 93, русская, беспартийная, из мещан, служащая, счетовод Бежецкой МТС. Арестована 23.02.1933 г. Обвинение по ст.58 п.10. УК РСФСР. Дело прекращено по постановлению Бежецкого РО ПП ОГПУ Московской области».
Улица Коммуны находиться на Штабу. Дом 93 недалеко от особняка (дом № 100) Семена Григорьевича Бардина. Вполне возможно, что дом 93 принадлежал сыну Семена Григорьевича – Семену Семеновичу и Надежда – это дочь купца Семена Семеновича. Он может быть ее отцом и по отчеству, и по дате рождения. Не исключено, что ее отцом может быть и сам Семен Григорьевич.
Вспоминает о Наде Бардиной, и Галина Георгиевна Губанова в одном из писем она сообщает: «Моя тетушка Зина говорила, что Бардины на Штабу и мы не родня. А получается – да, родственники. По ее словам, (тетушки Зины), на Штабу жила Надежда (отчества не знаю), а может и перепутала что». И далее Галина Георгиевна написала: «В этом же доме жила Мария Ивановна, она работала в Горкоме Партии (кем не знаю). Мы были с Марией Ивановной знакомы. Она приходила к нам. Фамилия – Бардина«.
Вид родства Марии Ивановны Бардиной с Бардиными можно только предполагать. Если она жила в доме купца С.С. Бардина и по отчеству не подходит в дочери С.С. Бардину, то это может быть жена сына С.С. Бардина или дочь его сына. К сожалению состава семьи Семена Григорьевича и Семена Семеновича, мы не знаем. Судьбы Надежды Семеновны и Марии Ивановны не известны. Фотография дома 93.
в/ В описаниях старых фотографий (до 1917 г.) Анкудинова В.С. (Фото № 69) записано: «Пройдя по дамбе и перейдя мост, мы остановимся в начале Тверской улицы, у ее пересечения с Нижней улицей. Слева на углу (Тверской и Большой‹Штабской›), двухэтажный дом В.А. Лебедева٭, в нем помещается штаб воинской части, расквартированной в городе. Слева же, на ближнем углу (Тверской и Большой) в доме К.П. Ломакиной – казенная винная лавка – «казенка».
٭) В «Своде памятников архитектуры…» имя и отчество Лебедева – Никита Иванович.
Справа, напротив дома Лебедева, на углу (Тверской и Большой) – двухэтажныйдом Н.П. Филиппова, а на ближнем углу (Тверской и Большой) дом – Р.С. Бардиной.
Можно предположить, что Р.С. Бардина дочь Семена Григорьевича Бардина.
г) За особняком Семена Григорьевича Бардина (дом № 100 на ул. Коммуны) в настоящее время (2006 г.) стоит небольшой двухэтажный жилой дом № 102. По словам местных жителей, этот дом тоже был построен С.Г. Бардиным и жил он в нем после реквизиции особняка.
При рассмотрении информации о деяниях купцов и строителей из рода Бардиных у меня возникла версия, которую поименовал как: «Версия о мотивах постройки церкви Живоносного Источника и Утоли Мои Печали на Штабском кладбище».
Основываю эту версию на фактах из четырех источников:
1. Книга А.Б. Каменского (Российский государственный гуманитарный университет, 2006 г. Москва.) с длинным названием «Повседневность русских городских обывателей или Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века». На странице 202 упоминаются братья Иван, Михаил и Григорий Бардины, как участники коллективной пьяной драки в Красном Кабаке, приведшей к смерти Никифора Самохвалова, 27 июня 1756 года. Все участники драки арестованы. После трехлетней отсидки в колодничьей избе и наказания кнутом, освобождены в 1759 году.
2. В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2. На стр.169 написано: «На вновь устроенном кладбище, распложенном на земле казенных крестьян соседней деревни Филипихи, у тверской дороги за тюремным замком (ныне – территория ДРСУ), на средства купца Г.М. Бардина построили церковь Живоносного Источника и Утоли Мои Печали – 1865 г. (не сохранилась)».
Почему строительство церкви Григорий Михайлович Бардин производил за свой счет?
Григорий Михайлович Бардин, это сын Михаила Бардина, который с братьями Иваном и Григорием убили Никифора Самохвалова. Григорий Михайлович строит церкви в Бежечком уезде, а в Бежецке даже на свои средства. Может быть, это жест покаяния за убийство Никифора Самохвалова его отцом и братьями отца?
3. В Интернете мною была обнаружена статья о статусе медали «За усердие» и в ней следующие строки: «В царствование императора Александра II некоторым лицам, в изъятие из существующих Правил (Свод Законов Российской империи, т.1, ч. IV, изд. 1876 г., статья 851), было разрешено пожалованные ранее золотые медали украсить бриллиантами за свой счет.
Это право получили: в 1856 г. – почетный гражданин Алексей Тарасов, в 1864 г. – бывший машинист Михайловского театра, корреспондент Археографической комиссии Антоний Шаффер, в 1869 г. – купец Григорий Бардин.
Откуда родом этот купец, когда и за какие заслуги награжден золотой медалью «За усердие» пока не выяснил. Но сопоставляя даты награждения (1869) и строительства церкви Живописного Источника и Утоли Мои Печали на свои средства (1865) можно предположить, что по ходатайству Тверской Епархии Григорий Михайлович был награжден этой медалью за столь ценный подарок православной церкви.
Вот кратко такая версия событий из жизни бежецких Бардиных. Версия, видимо, и останется версией, так как подтверждения ей найти фактически очень трудно.
Завершая работу о Бардиных, упомянутых в «Генеагенезисе Шеманаевых», хочу сообщить, что во второй книге «Наша родословная» в примечаниях будут приведены материалы из книги первой и все собранные материалы о Бардиных, проживающих в Бежецке в настоящее время.
Александр Дмитриевич и Екатерина Николаевна Шеманаевы. Их дети.
Фотография семейства Александра Дмитриевича выполнена в 1905–1906 году.
За годы совместной жизни в семье родилось 12 детей. К 1906году по причине различных болезней 6 детей умерло. На фотографии мы видим 5 детей. Это – Алексей (стоит за отцом), Мария (стоит за матерью), Елена (стоит между отцом и матерью), Анна, (сидит на колене отца) и Ольга (сидит на колене матери). Отсутствует на фотографии старший Арсений, он учиться в Калязине.
Николай Дмитриевич и Лидия Васильевна Шеманаевы. Их дети.
Совместного фотоснимка всего семейства Николая Дмитриевича не нашлось. Снимки родителей выполнены ориентировочно в 1898-99 г. Групповой снимок детей выполнен в 1913 г.
За годы совместной жизни в семье Николая Дмитриевича родилось 10 детей. В детском и юношеском возрасте умерло трое.
Василий Дмитриевич и Александра Яковлевна Шеманаевы.
Их дети. Сидят (слева направо): Мария Васильевна – 1895 г.р. Александр Васильевич – 1904 г.р. Василий Дмитриевич – 1854 г.р. Валентина Васильевна – 1901 г.р.
Стоят (слева направо): Вера Васильевна – 1899 г.р. Александра Яковлевна –1864 г.р. Елизавета Васильевна – 1906 г.р. Михаил Васильевич – 1897 г.р.
Свадьба Василия Дмитриевича и Александры Яковлевны справлялась в августе 1894 г. в доме Дмитрия Евстигнеевича и Екатерины Васильевны Малышевых на Большой улице.
Бардин Семен Петрович. Фотографии не нашлось.
Бардина (Степанова) Августа Васильевна. 1916 г.
Сохранилось завещание Семена Петровича Бардина, ксерокопия которого любезно прислана мне Галиной Георгиевной Губановой 26.11.07.
В верхней правой части листа гербовая марка стоимостью 1руб. 25 коп. погашена печатью Бежецкого нотариуса Вл. Ив. Тугаринова.
В верхней левой части Штамп Февраль 1915. Авг. 1916. Далее текст:
«Настоящее нотариальное духовное завещание … Тугаринова на 1913 год
Стр. об.19 и 20 №32.
Тысяча девятьсот тринадцатого года Октября первого на основании 114 ст. Положения о Нотариальной части, я, Владимир Иванович Тугаринов, бежецкий нотариус, имеющий контору в городе Бежецке, на Большой улице, в доме Тугариновой, прибыл по приглашению лично мне известного и к совершению актов законную правоспособность имеющего Бежецкого мещанина Семена Петровича Бардина, живущего в городе Бежецке, по Дворянской улице, в своем доме, в место жительства его: в указанный собственный дом, в городе Бежецке, где при лично мне известному свидетеле: Бежецком мещанине Петре Петровиче Чистякове и крестьян: Бежецкого уезда, Сулежской волости, деревни Плиткино Василии Петровиче Вахромееве и при Калязинского уезда, Плещевской волости, деревни Серебряниково Василии Петровиче Калинине, живущих в Бежецке, объявил мне, нотариусу, что он, Бардин желает совершить нотариальное, духовное завещание следующего содержания:
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Я, Бежецкий мещанин Семен Петрович Бардин, находясь в здравом уме и твердой памяти, признал за благо изложить здесь мою волю об имеющемся остаться после моей смерти имуществе и настоящим Духовным Завещанием определяю:
1/. Принадлежащее мне благоприобретенное недвижимое имение в городе Бежецке, двенадцатого квартала, заключаещееся в двух местах земли по акту укрепления под №№ седьмым и восьмым, а по городовому плану под №№ тринадцатым и четырнадцатым, мерою каждого по тридцать сажень в длину и по десять сажень в ширину, со всеми находящимися на них постройками, доставшего мне от Ковалевых, Созантьевой и Шабалиной по купчей, утвержденной двенадцатого Сентября тысяча семьсот восемьдесят шестого года, а равно все мое движимое имущество, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось, какое в день моей смерти окажется, без исключения и остатка, завещаю в полную и неограниченную собственность Сыну моему Сергею Семеновичу Бардину.
2/. Благоприобретенную мною каменную кузницу, мерою длиннику девять аршин и поперечнику девять аршин, в городе Бежецке, на берегу реки Мологи, под № первым, купленную мною с публичных торгов и укрепленную по данной, отмеченной в крепостном реестре по городу Бежецку, за тысяча восемьсот восемьдесят пятый год, на странице двадцать восьмой, завещаю другому моему сыну Николаю Семеновичу Бардину в пожизненное владение, а за смертью его в полную собственность всем родным детям его, и моим внукам по равной части.
3/.Принадлежащую мне, тоже благоприобретенную, каменную кузницу в городе Бежецке, в кузнечном ряду, под № седьмым, имеющую меры в квадрате по одиннадцать аршин с каждой стороны дошедшую мне от Петра Яковлева Ловля, по купчей крепости, утвержденной двенадцатого мая тысяча восемьсот семидесятого года, завещаю в пожизненное владение третьему моему сыну Андрею Семеновичу Бардину, а после смерти последнего в полную собственность его родным детям – моим внукам в равной доле каждому.
4/. Сына моего Сергея Семеновича Бардина обязываю предоставить моей жене, а его матери Августине Васильевне в завещаемом ему доме помещение для жительства и содержать и покоить ее до дня ея кончины на свои средства; если же жена моя Августина Васильевна не пожелает жить в доме сына Сергея Семеновича и пользоваться его содержанием, то он мой сын Сергей Семенович обязан выдавать ей на содержание до дня смерти ея ежемесячно по 15 рублей.
5/ Прочих наследников моих от всякого участия в наследстве после меня я устраняю.
6/. Цену завещаемому имуществу предоставляю объявить после моей смерти при утверждении сего завещания судом. Аминь.
Проект сего завещания читал завещателю Семену Петровичу Бардину в присутствии вышепоименованных свидетелей и при одобрении оного и удостоверении, что он по доброй воле желает это духовное завещание совершить и понимает его смысл и значение , внесен в актовую книгу из которой вновь прочитан тем же порядком. Выпись на листе, оплаченном гербовым сбором в один рубль двадцать пять копеек, следует выдать завещателю Семену Петровичу Бардину, которая со дня смерти его в течение годичного срока и должна быть представлена для утверждения к исполнению в подлежащий окружной Суд.
Написано в «пожизненное владение» верно. Бежецкий мещанин Семен Петров Бардин.
Свидетелем был, причем удостоверяю, что духовное завещание это собственноручно, в моем присутствии, подписано завещателем Семеном Петровичем Бардиным, бывшем в здравом уме и твердой памяти, Бежецкий мещанин Петр Петрович Чистяков, живу в городе Бежецке. Свидетелем был и в том же удостоверяю, крестьянин Бежецкого уезда, Сулежской волости, деревни Плиткино (вероятно Плишкино) Василий Петров Вахрамеев, живу в Бежецке.
Свидетелем был и в том же удостоверяю, крестьянин Калязинского уезда, Плещеевской волости, деревни Серебряниково Василий Петрович Калинин, живу в Бежецке.
Нотариус Владимир Тугаринов.
Выпись эта, слово в слово сходная с подлинным актом, внесена в реэстр 1913 года часть II под № 2421 и выдана Бежецкому мещанину Семену Петровичу Бардину 1 октября 1913 года. Нотариус Вл. Тугаринов.
Приложена печать Нотариуса Вл. Тугаринова в г. Бежецке. Настоящее нотариальное духовное завещание бежецкого мещанина Семена Петровича Бардина, определением Кашинского Окружного Суда от 10 октября 1913 года утверждено к исполнению Актовая, публикационная и канцелярская пошлины в размере пяти рублей тридцати копеек и наследственная пошлина в количестве двадцати семи рублей шестидесяти копеек внесены в Кашинское казначейство по квитанции от 21 декабря 1913 года за № 13739. Декабря, 21 дня 1913 года.
Товарищ председателя (неразборчиво)
Печать Кашинского окружного суда. Помощника секретаря (неразборчиво)».
Бардин Сергей Петрович.
Сохранилось «Свидетельство. № 243
Ученик Бежецкого Уездного Училища сын Бежецкого мещанина Сергей Бардин имеющий от роду 12 лет, обучался в оном с 1877 по 1880 Академический год и окончил полный курс учения. Во время учения поведения был отличного.
В преподаваемых предметах оказал успехи:
В Законе Божиим Хорошо очень (4+)
Русском Языке Весьма хорошо (5).
Арифметике Хорошо (4).
Геометрии Удовлетворительно (3.)
Истории Очень хорошо (5)
Географии Очень хорошо (5)
Чистописании Достаточно хорошо (4).
Черчении “ ─“
Рисовании “ ─ “
В удостоверении чего ему Бардину Сергею и выдано свидетельство за печатью Училища. Г. Бежецк Июня 17 187 … года. А потому имеет право на льготу, установленную пунктом 3-м статьи 56-й Устава о воинской повинности.
Штатный смотритель (неразборчиво) Стивмахидин?
Законоучитель Протоиерей – В. Тяжелов.
Учитель Истории и Географии – М. Воробьев.
И.о. учителя математики – (неразборчиво).
Учитель – В. Суханов.
Очень важным фактом, который определяется из свидетельства – это год рождения Сергея Семеновича – 1868.
Это, видимо, свадебный снимок Сергея Семеновича Бардина и Александры Николаевны Лукяновой – дочери управляющего имением Холстово.
Судя по году рождения первого ребенка – Зинаиды, свадьба могла состояться в 1897 году. Фотография прислана Галиной Георгиевной Губановой. Имена указаны на обороте.
На основании письма Г.Г. Губановой необходимо, видимо, исправить ошибку, когда-то появившуюся в тексте «Генеагенезиса… » Вместо «имения Толстово» следует читать «имения Холстово«. В письме также сообщено: «Александра Николаевна – моя бабушка, ее родина деревня Холстово, ≈ 5 км. от Верхней Троицы, а метрики от церкви Матино. Фамилия родителей Лукяновы (мягкого знака нет). Отец – Николай, мать Пелагея Петровна. В Холстово был большой дом – отобрали. За прошедшие годы в нем размещались: правление колхоза, клуб, детский сад. При укреплении колхозов правление стало в селе Матино, а дом разобрали».
Имена «Виктор и Нина» дополнены также на основании письма Г.Г. Губановой.
На основании письма (от 15.10.2007 г.) Г.Г. Губановой к именам детей дополнены их даты рождения и смерти.
На основании письма Г.Г. Губановой внесены дополнительно имена детей.
На основании письма Г.Г. Губановой внесены дополнительно имена детей и жены.
Далее – читать Примечания Бориса Анатольевича Исакова к Главе 3 труда братьев Шеманаевых
Перейти в начало книги Бориса Анатольевича Исакова «Генеагенезис Шеманаевых»