Владимир Сорокин
Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край» начинает публикацию серии статей бежецкого краеведа, исследователя архивных документов, биографа Владимира Николаевича Сорокина, объединенных общим названием «РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН».
В недавно изданной Бежецким краеведческим обществом книги В.Н. Сорокина «Пётр Воинов и его время» (декабрь 2019 г.), в рамках темы «РОДОСЛОВИЕ ИЗВЕСТНЫХ БЕЖЕЧАН», Владимир Николаевич коснулся родословия двух известных и значимых для краеведов и читателей, интересующихся историей бежецкой земли, бежечан. На основе большой и объемной краеведческой работы в Государственном архиве Тверской области, Владимиру Николаевичу удалось изучить и обработать в научном ключе обширные материалы, касающиеся «Первого летописца Бежецка» Петра Кузьмича Воинова и его «Хронологиона», а также рассказать о родословии известного российского историка, уроженца Бежецка, Нила Александровича Попова, опубликовавшего в издании Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете «Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков» и описавшего «Хронологион Петра Воинова». Рецензия на книгу «Пётр Воинов и его время», известного тверского учёного, доктора культурологии, профессора Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Вячеслава Михайловича Воробьёва, опубликована на сайте. На основе материалов книги историко-краеведческий сайт «Бежецкий край», в рамках обозначенной темы, готовит две интернет-публикации, касающихся Нила Александровича Попова и Петра Кузьмича Воинова.
В рамках данной интернет-публикации – «Игуменья София» (Любовь Алексеевна Ососкова) Владимир Николаевич Сорокин рассказывает о родословии первоначальницы и основательнице Бежецкого женского Благовещенского монастыря, игуменье Софии. В 1869 году, купеческая вдова Любовь Алексеевна Ососкова основала в г. Бежецке женскую общину, а с 1879 года по 1892 год исполняла обязанности настоятельницы Бежецкого женского Благовещенского монастыря. В это время, и при её непосредственном участии были построены: три монастырских храма, надвратная колокольня, каменная ограда монастыря и кладбищенский монастырский храм, а также монастырское подворье с домовым храмом в г. Санкт-Петербург.
Редактор публикации Сергей БРИВЕР
Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2020 г.
Основательница и первая настоятельница Бежецкого женского Благовещенского монастыря игуменья София – в миру Любовь Алексеевна Ососкова – родилась в Бежецке 25 июля 1822 года. В Государственном архиве Тверской области (далее ГАТО) сохранилась метрическая книга церкви Рождества Христова с записью о ее рождении: «У купецкого сына Алексея Сергеева Петухова жена Параскева Ильина родила дочь Любовь, которая молитвована вышеозначенным священником Матфием Ивановым, и крещена оным же с дьяконом Василием Матфиевым, дьячком Иваном Андреевым и пономарем Иваном Сергеевым». Восприемниками ее были «мещанин Алексей Иванов Петухов и мещанская жена Параскева Николаева Неворотина» [1].
Прапрадед Лука Емельянович Петухов
Любовь Алексеевна по линии отца Алексея Сергеевича принадлежала к старинному разветвленному бежецкому роду Петуховых.
В приходе Воскресенской церкви города Бежецка в первой четверти XVIII века жил «Лука Емельянов сын Петухов» с женой «Домникой Максимовой». В 1739 году в их семье было пятеро детей. Старшим из них был четырнадцатилетний сын Дмитрий [2]. Домна Максимовна умерла в 1759 году [3], а ее муж Лука Емельянович скончался в 1767–1769 годы.
Прадед Дмитрий Лукич Петухов.
В те же годы на посаде в приходе Рождественской церкви в одном дворе жили три двоюродных брата – Яков Петрович, Иван Титович и Алексей Федотович Обручниковы с семьями. У Алексея Федотовича была жена Евфимия Алексеевна и дочь Елена. Соответственно и Якову Петровичу, и Ивану Титовичу Елена приходилась двоюродной племянницей. Исповедные ведомости Рождественской церкви показывают, что мать ее Евфимия Алексеевна была жива еще в 1742 году. А в 1744 году отец ее был вдовым [4]. Поскольку в метрических книгах Рождественской церкви записи о ее смерти нет, то можно предположить, что умерла Евфимия Алексеевна в 1742 или 1743 году. На дочери Алексея Федотовича Обручникова Елене 29 сентября 1745 года и женился Дмитрий Лукич Петухов. Бракосочетание проходило в приходской церкви Петуховых Воскресения Христова, о чем и записано в метрической книге этой церкви: «Бежечанина посадского человека Луки Емельянова сына Петухова сын отрок Димитрий с посадскою того ж Бежецка Алексеевой дочерью Обручникова девкою Еленой первым браком» [5]. После женитьбы Дмитрий перешел жить в дом к Обручниковым и стал, как и семья его молодой жены Елены, прихожанином Рождественской церкви. В исповедных ведомостях его записывали как племянника то Якова Петровича, то Ивана Титовича Обручниковых – по жене – двоюродной их племяннице. Отец Елены Алексеевны умер 28 января 1746 г. [6]
Дед Сергей Дмитриевич Петухов.
Через тринадцать лет после женитьбы, 25 сентября 1758 года «У Бежецкого купца Дмитрия Лукина сына Петухова» родился сын Сергей [7]. В 1780 году в семье Дмитрия Лукича и Елены Алексеевны Петуховых были дети Сергей и Гликерья [8]. А 17 мая 1781 года в Рождественской церкви венчался «Бежецкий мещанин отрок Сергей Дмитриев Петухов с мещанской дочерью девкой Анной Сергеевой первым браком» [9]. В документе не показано, из какой семьи происходила Анна Сергеевна. По мнению автора, как правдоподобной версией о происхождении Анны Сергеевны, может быть следующее предположение.
Известно, что в 1738 году на посаде в приходе Рождественской церкви жил Андрей Ильич Петухов с женой Домникой Алексеевной и детьми, старшим из которых был шестнадцатилетний Сергей [10]. В 1746 году Сергей Андреевич женился с «того ж посаду с девицей Ульянией Ивановой дочерью Морушкиных первым браком» [11]. Ульяна Ивановна родилась в семье Ивана Кондратиевича Морушкина и его жены Стефаниды Карповны в 1724 году [12]. Семья их жила на посаде в приходе Воскресенского собора. Опять же, записи в метрической книге о рождении дочери Анны у Сергея Андреевича и Ульяны Ивановны Петуховых не найдено. Но судя по сведениям из исповедных ведомостей, Анна родилась в 1760 или в 1761 году. К примеру, в 1766 году в семье уже вдового Сергея Андреевича Петухова было четверо детей. Дочери его Анне к тому времени исполнилось пять лет [13].
Что же позволяет предполагать, что именно эта Анна Сергеевна и стала женой Сергея Дмитриевича Петухова – деда Любови Алексеевны Ососковой?
Во-первых. После выхода в замужество в исповедных ведомостях после 1782 года Анну перестали записывать в доме ее отца Сергея Андреевича. Как бывшая на исповеди, она была отмечена вместе со своим мужем Сергеем Дмитриевичем в доме его родителей [14].
Во-вторых. Автором неоднократно отмечалось, что восприемниками при рождении младенцев, как правило, были родственники родителей, дедушки, бабушки и даже сами родители младенцев. В нашем случае в метрической книге 1793 года сохранилась запись о рождении у Сергея Дмитриевича и Анны Сергеевны сына: «Города Бежецка у купца Сергея Дмитриева сына Петухова жена Анна Сергеева родила сына Димитрия, которой крещен того ж числа. Восприемником был того ж города мещанин Сергей Андреев сын Петухов» [15]. Отсюда вероятно, что «Сергей Андреев сын Петухов» – это отец Анны Сергеевны.
Родители Алексей Сергеевич и Прасковья Ильинична.
В 1804 году Дмитрий Лукич Петухов был вдов. Его жена Елена Алексеевна скончалась в 1788 году [16]. В доме вместе с Дмитрием Лукичём Петуховым жил сын его Сергей с женой Анной Сергеевной [17]. В семье Сергея Дмитриевича к тому году было восемь детей [18]. Судя по исповедным ведомостям Рождественской церкви, старший их сын Алексей родился в 1781–1783 годах. А к 1806 году он был женат. Запись в метрической книге их приходской церкви того года говорит о том, что 20 мая «У купеческого внука Алексея Сергеева сына Петухова жена Параскева Ильина родила сына Алексея…Восприемниками онаго были отец его родной купеческой сын Сергей Дмитриев Петухов и теща онаго Алексеева вдова мещанская жена Домна Назарьева Неворотина» [19]. Отсюда можно сделать вывод, что женился Алексей Сергеевич в 1805 году. Жену его звали Прасковья Ильинична, а ее матерью была Домна Назаровна Неворотина.
Дальнейшие исследования родословия Любови Алексеевны Ососковой показали, что мать ее Прасковья Ильинична происходила из старинных бежецких семей Неворотиных и Сорокинских.
Неворотины. В 1740-х годах, да, наверное и ранее, на посаде в приходе соборной Воскресенской церкви жили Петр Никифорович Неворотин и жена его Екатерина Никановна. У них были дети Фёдор, Иван и Анна [20]. Екатерина Никановна была им мачехой [21]. В 1742 году их старший сын Фёдор женился на посадской же девице Анне – дочери Григория Ильича Петухова [22]. Изучение исповедных ведомостей Воскресенской церкви показало, что 1746 году у них родился сын Илья. 19 апреля 1753 года Анна Григорьевна умерла. А 7 июня того ж года бежецкий купец Фёдор Петрович Неворотин женился повторно на «того ж посаду купеческой Леонтиева дочерью Антипина Попова девкой Евдокией полуторным браком» [23]. В 1756 году у Федора Петровича и Евдокии Леонтьевны было четверо детей. Старшим из них был Илья [24]. В октябре месяце 1767 года в соборной Воскресенской церкви венчался «Бежецкого купца Федора Петрова сына Неворотина сын отрок Илия с купецкой же Назаровой дочерью Григорьева сына Сорокинского девкою Домникою первым браком» [25].
Здесь хотелось бы отметить, что в исповедных ведомостях 1779 и 1780 годов Илья Фёдорович был записан под фамилией Чекалкин [26]. Откуда же была у него эта фамилия? Исследователь истории города Бежецка и его жителей профессор Каменский А. Б. отмечает, что «… в действительности в документах XVIII в. бежечане фигурируют, как правило, под устойчивыми фамилиями, позволяющими выделить крупные семьи и целые кланы, например, Неворотиных, Бардиных, Ревякиных, Поповых, Дедюхиных, Бурковых, Первухиных, Лодыгиных, Репиных, Тырановых и других. Однако встречаются и примечательные варианты. Так, живший в 1760-е годы один из Неворотиных сам себя обозначал как «Иван Петров сын Неворотин, а по мирскому Званию Чекалкин» [27]. Проведенные автором исследования церковных документов показали, что Иван Петрович Неворотин был братом отца Ильи – Фёдора Петровича, приходился Илье Фёдоровичу родным дядей. Правда, впоследствии Илью Фёдоровича по-прежнему в исповедных ведомостях записывали, как Неворотин.
Сорокинские. В приходе Богословской церкви жил посадский Назар Григорьевич Сорокинский с женой Екатериной Ивановной. Их дочь «Домника» родилась 18 января 1747 года [28]. Домну выдали замуж за сына купца Федора Петровича Неворотина Илью, как выше было отмечено, в 1767 году. Ей на то время было двадцать лет. Первое время в 1767–1770 годах Илья Федорович с женой не были отмечены в исповедных ведомостях, как бывшие на исповеди, ни в Воскресенской церкви, ни Богословской. А с 1771 года они жили в доме вместе с родителями Домны Назаровны и, как прихожане Богословской церкви, приходили в нее на исповедь [29]. Их дочь Прасковья родилась 11 октября 1784 года, как и записано в метрической книге Богословской церкви: «У купца Илии Федорова Неворотина дочь Параскева. Восприемницею была купеческая жена Авдотья Леонтьева Неворотина» [30]. Отец Прасковьи «Бежецкий купец Илья Федоров Неворотин» умер в 1804 году, а ее мать Домна Назаровна была жива еще в 1817 году [31].
Вкратце родословие Любови Алексеевны Ососковой выглядит так:
прапрадед Лука Емельянович Петухов (?–1767/69) – жена его Домна Максимовна (?–1759);
прадед Дмитрий Лукич Петухов (?–1807) – жена его Елена Алексеевна Обручникова (?–1788);
дед Сергей Дмитриевич Петухов (1758–1832) – жена его Анна Сергеевна (?–1843);
отец Алексей Сергеевич Петухов (1781/82–1843) – мать Прасковья Ильинична (1784–1852).
По документам Рождественской церкви в семье Алексея Сергеевича и Прасковьи Ильиничны Петуховых всего родилось одиннадцать детей. Но, вероятно, многие из них не выжили. Судя по исповедной ведомости 1822 года, в их семье был только сын Николай и дочь Любовь [32].
Замужество и вдовство.
На посаде в приходе Рождественской церкви жила семья мещанина Алексея Яковлевича Ососкова и его жены Федосьи Ивановны. 6 мая 1809 года у них родился сын Николай [33]. Вот за этого Николая Ососкова в возрасте 17 лет 15 октября 1839 года Любовь Алексеевну Петухову и выдали замуж. Венчание проходило в Рождественской церкви. Поручителями по жениху был бежецкий мещанин Андрей Петрович Криулинский и служивший в Брестском пехотном полку унтер-офицер Василий Алексеевич Ососков. По невесте – бежецкий купеческий внук Николай Алексеевич Петухов – вероятно, брат невесты и бежецкий купеческий сын Егор Яковлевич Тыранов. Таинство бракосочетания совершали священник Михаил Левитский, дьякон Василий Тяжелов, дьячок Иван Трунев и пономарь Иван Талызин [34]. И как в то время водилось, за редким исключением, Любовь Алексеевна перешла жить в дом мужа. В 1840 году в этом доме жили Ососковых три брата – Иван 36, Николай 32, Михаил 25, сестра их Агрипина 23 лет и жена Николая Любовь Алексеевна 18 лет.
В 1841 году у Николая и Любови Ососковых родилась дочь Елена, которая и скончалась в том же году [35]. Близнецы их Екатерина и Анна родились в 1843 году, в 1844 году они умерли [36]. В 1845 году у них родился сын Александр [37]. Муж Любови Алексеевны Николай Алексеевич скончался в 1847 году [38]. В 1850 году умер сын ее Александр [39]. Ранее, 10 января 1843 году не стало ее отца Алексея Сергеевича Петухова [40]. 1852 году умерла ее мать, «Бежецкая купчиха вдова Параскева Ильина Петухова» [41].
О жизненном и духовном пути Любови Алексеевны Ососковой рассказал в повествовании «Историческая записка о Бежецком Благовещенском женском монастыре» священник Иоанн Афанасьевич Хильтов [42].
Датой основания женской Благовещенской общины в городе Бежецке считается 18 января 1869 года. В ГАТО сохранился документ «Дело об устройстве города Бежецка Благовещенской общины» с началом от 5 марта 1869 года. В Справке из этого документа говорится:
«Святейший Синод по ходатайству Его Высокопреосвященства, полагая учредить женскую общину в г. Бежецке с наименованием ее Благовещенскою, с училищем при ней и при том под ведением Епархиального начальства и под покровительством гражданского на правах, существующих в Империи подобных учреждений без всякого пособия от казны определением 10/14 января сего года представлена Господину Обер-прокурору Святейшего Синода испросить на это учреждение, а так же на укрепление за ним жертвуемой земли Высочайшее Его Императорского Величества соизволение приказали и Его Высокопреосвященство утвердил:
1) Согласно Доверенного Бежецкого купца Неворотина и купеческих братьев Крюковых, мещанина Архипова и сестер, бывших в Рыбинской Софийской обители и на основании означенного Указа Святейшего Синода, всех лиц, просящих об определении в число сестер Бежецкой Благовещенской общины, о беспрепятствнности к чему в Консистории имеются сведения, определить в число сестер сей общины, а именно: а)… бывшую настоятельницу Рыбинского Софийского монастыря Софию с наименованием и в сей общине Настоятельницей оной…»
Далее здесь же в документе приводится список первых послушниц общины: Александра Иванова, Параскева Петрова, Агриппина Иванова, Анастасия Александрова, Елисавета Иванова, Анастасия и, Александра Васильевы, Анастасия Артемьева.
Из деревень Бежецкого уезда: крестьянская вдова д. Старого Павла Алексеева.
Крестьянские девицы того же уезда:
д. Котляева Анна Антонова, д. Федяева Ирина Алексеева, д. Старого Федосья Федорова, д. Городищ Марья Прокофьева, д. Аркадьева Ольга Димитриева, д. Костюшина [43] Татьяна Иерофеева, д. Кладова Маремьяна Феодорова, д. Кучели Марья Иванова, д. Васькова Анна Матвеева.
Кроме того, Тверским Епархиальным начальством было сделано распоряжение об отправлении богослужебных и всех других треб для сестер общины священнослужителями бежецкой церкви Рождества Христова.
Для этого «1) Дозволить священнноцерковнослужителями сей церкви по вниманию их причинам, изложенным в их прошениях, иметь при сей церкви особого нештатного священника для отправления Богослужения для сестер общины. В случае невозможности отправлять оное здесь местному священнику по примеру многих церквей г. Твери, при коих таковые имеется,
2) а равно дозволить для облегчения причетников сей церкви при отправлении Богослужения для сестер петь и читать, кои имеют хорошие голоса».
Здесь же Епархиальным начальством определено, что во время отсутствия настоятельницы монастыря Софии поручено «наблюдение за сестрами Общины старшей сестре Александре Загадашниковой». В приведенном выше списке послушниц Общины на втором месте, после настоятельницы Софии (Ососкова Л. А.) записана «Александра Иванова». Вероятно, что это и была старшая сестра Общины Александра Ивановна Загадашникова, о которой речь пойдет далее [44].
В документе говорится, что Настоятельница монастыря Игуменья София, 62 лет, дочь Бежецкого купца Петухова. Обучалась чтению по церковной и гражданской печати, «письму по-русски и закону Божию по учебникам Преосвященного Филарета Митрополита Московского и преимущественно по свято отеческим книгам. В документе названы ее должности и перечислены послушания:
«1858 года по подаче вместе с 55 сестрами прошения об учреждении близ города Рыбинска Ярославской губернии нового монастыря с наименованием Софии Премудрости Божией находилась по просьбе означенных 55 сестер в Санкт-Петербурге для ходатайствования, где следует, об утверждении означенного монастыря. Со временем Высочайшего утверждения вновь утверждаемого близ города Рыбинска. 1860 года апреля 16 дня по указу Святейшего Синода избрана в Начальницы онаго монастыря и в сей должности утверждена Ярославским Епархиальным начальством июля 29 дня 1861 года.
В 1862 году определена в Настоятельницы означенного Софийского монастыря и прошла послушания:
Вместе с сестрами на пустом месте близ города Рыбинска устраивая Софийский монастырь, как избранная ими Настоятельница, руководя сестер, поступивших в оный монастырь и собирая новых до 1865 года, когда монастырь приведен в цветущее состояние, где находилось до 100 сестер.
В 1865 году, когда не по причинам, от нее зависящим и не по распоряжению Ярославского Епархиального начальства, а по указу Святейшего Синода причислена в Софийский монастырь Игуменья Симбирского погорелого монастыря, находясь в числе сестер по усиленной просьбе 30 из них, просивших об утверждении женской Благовещенской близ города Бежецка Общины.
Вторично проходила послушание в Петербурге, ходатайствуя об учреждении означенной общины до времени Высочайшего утверждения оной 1869 года генваря 18 дня.
В 1869 году по утверждении Бежецкой Благовещенской общины определена Настоятельницей оной Указом Тверской Д. Консистории от 18 февраля 1869 года за № 2343. 1869. 18 февраля.
По переименовании общины в Благовещенский общежительный монастырь Высочайше утверждена генваря 1879 года, будучи Настоятельницею онаго монастыря сентября 16 дня того же года Преосвященным Саввою Архиепископом Тверским возведена в сан Игуменьи.
С 10 сентября 1869 года состоит попечительницею женского при монастыре училища.
Кроме Софийского и Благовещенского монастырей ни в каких монастырях послушаний не проходила и перемещаема из одного монастыря в другой не была.
Во время войны России с Турцией 1877 и 78 годов за полезное участие в деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах, находящихся в лазарете – трех этажном каменном корпусе, устроенном от монастыря на 100 кроватей, получила Высочайше установленный 13 марта 1879 года знак красного Креста и свидетельство главного управления за № 18027.
По представлению Епархиального начальства указом Тверской Д. Консистории 23 июля 1880 года за № 4480 за заслуги по духовному ведомству получила благословение Святейшего Синода. 1880. 23 июня» [45].
Закончить исследование родословия Любови Алексеены Ососковой хотелось бы словами священника Хильтова И. А.: Памятник над могилою ее поставлен ею самою; и этот храм, под которым покоится тело ее, и вся обитель, ее трудами созданные, служат этим памятником! И поэтому – вечная память, вечная память, вечная память будет в Бежецкой обители первоначальнице ее игуменьи Софии [46].
Фотографии и реконструкции С.В. Бривера: