БежецкийКрай

  НОВОЕ
НА САЙТЕ
  ИСТОРИЯ
И КУЛЬТУРА
  ЛЮДИ
И СУДЬБЫ
  АВТОРСКИЕ
СТРАНИЦЫ
  БИБЛИОТЕКА
САЙТА


«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)

БЕЖЕЦКАЯ ДВОРЯНКА — СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ФРАНЦИИ


SVN

Вячеслав Воробьёв


 

Публикации на сайте


БЕЖЕЦКИЕ ДВОРЯНЕ МАСЛОВЫ
(Алексей Николаевич Бежецкий)
БЕЖЕЦКАЯ ДВОРЯНКА —
СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ФРАНЦИИ
(Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева)
МИР И СЛОВО КАК ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
(Владимир Вениаминович Бибихин)
ЭТАЛОН НАСТОЯЩЕГО ПЕТЕРБУРЖЦА
(Дмитрий Дмитриевич Бушен)
ГЛАВНЫЙ ИСТОРИОГРАФ ФЛОТА
(Феодосий Фёдорович Веселаго)

Авторское право


Материалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.


 

 

Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2015 г.

Вячеслав ВОРОБЬЁВ

 

 

БЕЖЕЦКАЯ ДВОРЯНКА — СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ФРАНЦИИ

(Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева)

*  *  *

 

Кузьмины-Караваевы — известный с конца XIII века русский дворянский род, происходящий из новгородских бояр. Его представители в XV—XVII веках служили стольниками и стряпчими, а в XVIII—XIX веках находились на военной и государственной службе. Наиболее известные его представители — участник Первой мировой войны генерал Борис Александрович; генерал-лейтенант Григорий Павлович; генерал от артиллерии Дмитрий Дмитриевич (1856—1950), награждён в 1944 году орденом Ленина; генерал-лейтенант Дмитрий Николаевич; генерал-майор Дмитрий Павлович; контр-адмирал Николай Николаевич; а в наше время — солист московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова бас Максим Кузьмин-Караваев.

Помещиками Тверской губернии были Константин Павлович Кузьмин-Караваев — надворный советник, владелец усадьбы Лисицыно в Кашинском уезде, и его многочисленное потомство, а также полковник Николай Александрович Кузьмин-Караваев, которому принадлежало имение Николаевка в Весьегонском уезде.

Но, конечно, самые знаменитые представители этого рода в новое время — Владимир Дмитриевич и его сын Дмитрий Владимирович, владевшие несколькими поместьями в Бежецком уезде, среди которых особенно известно Борисково. Владимир Дмитриевич — генерал-майор, видный юрист, профессор Военно-юридической академии и Санкт-Петербургского университета, депутат Государственной думы 1-го и 2-го созывов от Тверской губернии, получил известность благодаря выступлениям против смертной казни. Был удостоен орденов Св. Станислава 3-й и 2-й степеней, Св. Анны 3-й и 2-й степеней, Св. Владимира 3-й степени. При Временном правительстве он был избран в Предпарламент, после большевистского переворота эмигрировал, заведовал продовольственным обеспечением Северо-Западной армии Н.Н. Юденича. Затем Владимир Дмитриевич жил в Париже, преподавал во Франко-русском институте и Парижском университете, скончался 17 февраля 1927 года и похоронен на кладбище Банье. Буквально через полгода начались захоронения на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, но его прах не стали тревожить.

У него была дочь, медсестра, и трое сыновей: Борис, Михаил и Дмитрий. Борис работал после революции врачом-гомеопатом, в 1941 году был арестован и погиб при перевозке на Ладожском озере. Михаил стал востоковедом, после 1917 года жил в Варшаве, вернулся в 1945 году в СССР, отсидел восемь лет в лагерях, потом преподавал латынь в Саратовском университете.

Дмитрий Владимирович окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, работал в Министерстве земледелия. Он входил в литературное объединение «Цех поэтов», где познакомился со своей будущей женой поэтом Лизой Пиленко, привозил её в родовое имение Борисково под Бежецк. Во время Первой мировой войны Дмитрий Владимирович являлся уполномоченным Комитета Всероссийского земского союза, был награждён Георгиевским крестом. При Временном правительстве его назначили губернатором Минска. В 1920 году Кузьмин-Караваев принял в Москве католичество византийского обряда, вскоре был выслан из СССР и по личному приглашению Папы Римского прибыл в Ватикан. В 1927 году он окончил Греческую коллегию Святого Афанасия в Риме, был удостоен степени доктора богословия, рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем русского католического прихода в Берлине. Впоследствии он преподавал в Бельгии и Франции, осуществлял пастырское служение в тюрьмах для православных заключенных, а в последние три года жизни читал лекции по истории России и Русской Церкви в центре «Руссикум» в Риме, скончался в 1959 году. По некоторым сведениям, был избран кардиналом Римско-католической Церкви.

На кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем погребены его родственники по кашинской ветви Кузьминых-Караваевых: Евгений Константинович (1898—16.12.1961) и его жена Мария (умерла в 1986 году). Их жизненный путь ещё не исследован детально.

Наиболее важный сюжет касается судьбы жены Дмитрия Владимировича Кузьмина-Караваева — Елизаветы Юрьевны, в девичестве Пиленко. Она происходила по отцовской линии из семьи знаменитого генерала, героя Кавказских войн Дмитрия Пиленко, получившего за подвиги огромные поместья на побережье Чёрного моря. Его сын Юрий, отец Лизы, был профессором права. Елизавета Юрьевна Пиленко родилась 20 декабря 1891 года в Риге, после смерти деда семья переехала в Анапу и поселилась в его поместье, вступив во владение им. Юрий Дмитриевич оставил юриспруденцию, занялся виноградарством и виноделием, а в 1905 году был назначен заведующим Императорским Никитским ботаническим садом в Ялте.

С самого раннего детства в Лизе проявились большие способности к рисованию, литературе, рукоделию. После смерти отца семья переехала в Петербург, где Лиза училась в гимназии. На одном из вечеров современной поэзии она увидела выступающего с эстрады Александра Блока, влюбилась в него, побывала у него в гостях, а через неделю получила от поэта письмо со стихотворением «Когда вы стоите на моём пути…»

Лиза поступила на Бестужевские женские курсы, а 19 февраля 1910 года венчалась с Дмитрием Кузьминым-Караваевым, дальним родственником Николая Гумилёва, имение матери которого, Слепнёво, находилось рядом с Борисковом, усадьбой её жениха. Лето 1911 года она провела в Борискове, занималась живописью. Здесь Николай Гумилёв познакомил её со своей женой Анной Ахматовой. По возвращении в Петербург Елизавета Кузьмина-Караваева вошла в созданный Гумилёвым и Городецким «Цех поэтов», а её муж стал в нём «стряпчим». В марте 1912 года вышел первый сборник её стихов «Скифские черепки», доброжелательно принятый поэтами и критикой.

Брак Елизаветы и Владимира оказался недолгим: весной 1913 года она оставила мужа и уехала в своё имение под Анапой (развод был оформлен в конце 1916 года). Не станем останавливаться на сложных перипетиях её дальнейшей личной судьбы в России, скажем лишь, что в начале 1918 года она исполняла обязанности городского головы Анапы, а в марте, с утверждением власти большевиков, заняла должность народного комиссара по здравоохранению и образованию.

Осенью 1919 года она вступила в брак с Дмитрием Скобцовым, который через несколько дней стал председателем поддерживавшей Белое движение Кубанской краевой Рады, но уже в марте 1920 года Екатеринодар и Анапу заняла Первая конная армия Будённого, и Елизавета Скобцова с матерью Софьей Борисовной и дочерью Гаяной эвакуировалась в Грузию. В апреле у неё родился сын Юрий. В конце года семья Скобцовых воссоединилась в Константинополе, затем была долгая дорога через Сербию в Париж. Здесь Елизавета Юрьевна стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения, познакомилась с о. Сергием Булгаковым, Георгием Федотовым и Николаем Бердяевым, участвовала в семинаре по изучению русской религиозной и философской мысли. Она стремилась уйти от мирской жизни, чтоб всеми силами помогать несчастным и обездоленным русским эмигрантам, и митрополит Евлогий дал церковный развод супругам Скобцовым по их обоюдному согласию. 29 марта 1932 года в храме Сергиевского подворья при парижском Православном богословском институте Елизавета Скобцова приняла монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской. В 1935 году было основано объединение «Православное дело» (адрес: Париж, ул. Лурмель, 77), и председателем его была избрана мать Мария.

14 июня 1940 года Париж оккупировали гитлеровские войска, и начался крестный путь матери Марии. Она открыла при своей столовой специальный ларёк по продаже дешевых продуктов первой необходимости; осенью приняла архив разгромленной фашистами русской общественной Тургеневской библиотеки в Париже, и Иван Бунин получил его обратно 1 мая 1945 года; после арестов русских эмигрантов в связи с нападением Германии на СССР она создала «фабрику посылок» для отправки заключённым в лагерь Компьень; в июне 1942 года в период массовых арестов евреев в Париже ей удалось организовать побег четырёх детей в мусорных корзинах с велодрома, куда немцы согнали арестованных. Лурмельский комитет стал центром антифашистской деятельности в Париже. В нём жили бежавшие из плена советские солдаты, отсюда посылались посылки, деньги. Душой комитета была мать Мария.

8 февраля 1943 года гестаповцы учинили обыск на ул. Лурмель, 77, разгромив «Православное дело» и арестовав Юрия Скобцова и священника Дмитрия Клепинина, а затем и мать Марию. В лагере Компьень ей удалось случайно встретиться с сыном, а 27 апреля вместе с другими арестованными женщинами она была переведена в женский концлагерь Равенсбрюк. 28 января 1944 года её мать Софья Борисовна Пиленко получила от дочери открытку со словами «Я сильна и крепка» и припиской «Я стала совсем старухой». 6 февраля в концлагере Дора, филиале Бухенвальда, погиб Юрий Скобцов.

6 июня в Нормандии высадились англо-американские войска, открыв тем самым Второй фронт против Германии, и мать Мария приступила в работе над вышивкой, посвящённой этому событию, на лагерной косынке.

31 марта 1945 года, перед Пасхой, мать Мария — узница № 19263 — была казнена в газовой камере Равенсбрюка. По некоторым сведениям, она пошла на казнь вместо другой приговорённой женщины. Мать Мария не боялась смерти, означавшей для неё встречу с Богом, к которому она стремилась всей душой и шла всю жизнь. «В личности матери Марии были черты, которые так пленяют в русских святых женщинах, — обращённость к миру, жажда облегчать страдания, жертвенность, бесстрашие» — говорил о ней Николай Бердяев.

Её мать Софья Борисовна Пиленко (17.08.1862—21.06.1962) скончалась в санатории под Парижем на сотом году жизни и похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Евгения и Марии Кузьминых-Караваевых, родственников первого мужа её дочери. Она происходила по материнской линии из рода Дмитриевых-Мамоновых, прямых потомков первого русского князя Рюрика. Руководитель Военной коллегии генерал Василий Михайлович Дмитриев-Мамонов был женат на племяннице Петра Великого. В семье долгое время берегли образ, которым Пётр благословил этот брак, и портрет самого императора, написанный с натуры Карлом Моором.

По отцовской линии она была из рода Делоне, потомков французского короля Людовика Святого. Борис Петрович Делоне, отец Софьи Борисовны, был человеком порывистым: влюбившись в Софью Александровну Дмитриеву-Мамонову, он похитил её на тройке и тайно венчался. Дочь назвали в честь матери.

Интересно, что одно из имений Дмитриевых-Мамоновых — Колесники — находилось неподалёку от имения Кузьминых-Караваевых Борисково в том же Бежецком уезде Тверской губернии. В начале XX века им владела Анна Неведомская, которую навещали здесь и в соседнем Подобине обе молодые пары — Елизавета и Дмитрий Кузьмины-Караваевы и Николай Гумилёв с Анной Ахматовой.

Мать Мария и о. Димитрий Клепинин удостоены звания Праведников Мира от государства Израиль, их имена вписаны в мемориале Яд-Вашем в Иерусалиме, где на Аллее Праведников Мира есть деревья-памятники с именами обоих мучеников, посаженные в 1986 году. В 2003 году перед входом в дом № 77 на ул. Лурмель в Париже открыли памятную доску в их честь. А 16 января 2004 года Священный Синод Вселенского Патриархата в Константинополе принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой), протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрия Клепинина, Юрия Скобцова и Ильи Фондаминского. Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1—2 мая того же года в Александро-Невском соборе в столице Франции архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что Католическая Церковь тоже будет почитать их как святых и покровителей Франции.

Дмитрий Вячеславович Иванов, сын основателя русского символизма, хорошо знавший мать Марию, рассказал мне в 1991 году, что именно после её письма Папе Римскому тот издал буллу, призывающую католиков отдавать сбережения на борьбу с фашизмом. На эти средства была создана армия генерала де Голля, в которой Иванов был заместителем начальника Генерального штаба. По его словам, именно поэтому мать Мария была схвачена гестаповцами по личному приказу Мюллера и уничтожена в концлагере. В нашей стране об этом ничего не знают, а имя её стало известно по одноимённому фильму, где её роль прекрасно сыграла Людмила Касаткина.

Двухэтажный усадебный дом в Борискове разрушен, на его месте выстроена одноэтажная участковая больница. Нет теперь и Владимирской церкви в соседнем селе Толстикове, куда ходили на службу владельцы усадьбы, нет и самого села. Но сохранились остатки борисковского парка, где гуляли сто лет назад Елизавета Кузьмина-Караваева, Николай Гумилёв и Анна Ахматова. Может, удастся сохранить хотя бы его?..

 

© Вячеслав ВОРОБЬЁВ
г. ТВЕРЬ, 2015