Н. А. Грибова
Стоят на улицах дома...
Если пройтись по городу, то в разных точках его можно встретить одноэтажные из клинкерного кирпича неоштукатуренные здания, очень похожие одно на другое. Это распространенный в Бежецке тип хозяйственных построек, складов, прежде всего конца XIX – начала XX вв. Декор этих зданий выдержан в кирпичном стиле со свойственными для него заимствованными деталями из древнерусского зодчества (лопатки, ширинки, сухарики и др.). Такие складские помещения вместе с жилым домом представляли усадебный комплекс, характерный для Бежецка. Городскую усадьбу обычно составляют деревянный двухэтажный жилой дом, кирпичный склад, расположенный в глубине участка или на красной линии застройки, и различные хозяйственные строения во дворе. Владельцы таких усадеб, как правило, занимались скупкой, перепродажей и поставкой льна.
Типичный пример – усадьба льноторговца Фёдора Кондратьевича Кондратьева. Это жилой дом и складские помещения, занимающие угловое положение на пересечении улицы Кашинской и Пушкинского (ранее Никольского) переулка.
Двухэтажный жилой дом обшит тесом – вертикальным, горизонтальным и в «елочку». В эклектичном фасадном декоре главенствуют мотивы барокко. Две витые чугунные колонки на каменном крыльце парадного входа поддерживают кованую решетку с богатым ковровым рисунком в основании двускатного зонта – яркий образец художественного литья. Лестничная клетка включает в себя две лестницы на второй этаж. Их перила опираются на массивные точеные балясины.
На главном фасаде был балкон, он разобран, балконная дверь превращена в окно. В интерьере сохранились лепные потолочные плафоны, в окнах тянутые штукатурные карнизы. Сохранились также печи, облицованные белым кафелем, с чугунными приборами каслинского литья.
Кондратьев, крупный торговец льном, имел два склада. Кладка кирпичных стен их лицевая, основание – гранитное.
Г-образный складской корпус по переулку примыкает к жилому дому. Он возводился, похоже, не одновременно: на уличном фасаде второму периоду соответствует правая часть, объединяющая двое ворот (левый проем ложный) и три ложных окна в проемах. В отличие от средней и левой частей того же фасада, расчлененных пилястрами, перемычки окон здесь коробковые, а не полукруглые. Слева и справа фасад завершают неодинаковые фигурные фронтоны с арочным слуховым окном в центре. В правой части фасада венчающий карниз декорирован поребриком, в левой и средней – фриз членят крупные лежачие филенки с рельефным кольцом. Фрагментарно сохранились водосточные трубы с объемным и просеченным узором на верхних воронках квадратного сечения. Северный фасад закрыт пристройками каркасной конструкции (кирпичные столбы и дощатое заполнение между ними).
Небольшой северный склад, стоящий отдельно от дома, прямоугольный. Его главный торцовый фасад при простоте форм довольно наряден. Основная часть разделена лопатками на три прясла. В боковых – ложные окна с пологой бровкой, прерывающие ленточный руст, в среднем – широкий прямоугольный вход под высокой перемычкой. По центру усеченного фронтона в ширину фасада – ложное окно с полукруглым подвышением (подобно итальянскому окну). На углах и изломах фронтона – кирпичные тумбы с филенками. Все три здания хорошо сохранились и используются по назначению с учетом веяний времени.
Ф. К. Кондратьев был женат на одной из сестер И. И. Андреева, серьёзно занимался благотворительством. В 1912 году был избран в Совет при городской богадельне. Как один из наиболее крупных льноторговцев, он был в числе активных инициаторов организации Добровольного пожарного общества, о чём свидетельствуют документы.
Аналогична усадьба купца-льноторговца Иродова Евгения Евгеньевича, на углу улицы Садовой и Пролетарской (бывшей Дворянской), выстроенная на рубеже XIX–XX веков.
Жилой дом № 1 деревянный двухэтажный доходного типа, выглядит очень просто: лаконичные фасады в 5 и 8 осей обшиты тесом, окна оформлены рамочными наличниками, простое крыльцо. Раньше дом соединялся воротами со складским корпусом (№ 2а). Небольшая передняя его часть – контора и весовая, остальное – просторное хранилище. В 20-е годы склад был приспособлен под городскую электростанцию, тогда и были заложены ворота и часть окон. Разбогатев, Е. Е. Иродов строит ещё один дом – для сыновей – оригинальный по архитектуре, отвечающий требованиям более позднего времени (улица Пролетарская, 71).
Евгений Евгеньевич тоже занимался благотворительством. Семейство в целом отличалось тягой к образованию, культуре. Один из сыновей, Николай Евгеньевич, по воспоминаниям очевидца, в 50-е годы был приглашён для настройки рояля, причём очень редкой немецкой фирмы «Patcov uhd Nokkert».
На бежецком кладбище сохранилось захоронение Иродовых.
В архитектурном отношении определённый интерес представляет комплекс ещё одной городской хозяйственной усадьбы, принадлежавшей Зубкову А. И. Здания расположены на красной линии застройки по Пушкинскому переулку, дом № 13. Двухэтажный деревянный дом в плане прямоугольный с небольшим тамбуром, который примыкает к северо-восточному углу, был построен в начале XX века. Главный южный фасад покрыт мелкой обшивкой, на фоне которой выделяются резные наличники окон, представляющие собой наборные стойки с сандриком. Декор окон второго этажа более развит. Компоновка уличного фасада несимметрична, что характерно для архитектуры того времени. Вход сдвинут к восточному углу. Декор остальных фасадов, не скрытых обшивкой, аналогичен декору главного, но более прост.
С востока к дому примыкает Г-образный кирпичный склад. Архитектурные детали декора его, как обычно, заимствованы из древнерусского зодчества. Живописность силуэту придавали ступенчатый фронтон главного фасада и высокая стена со стороны востока – брандмауэр.
Многим бежечанам знаком дом № 28 по улице Кашинской, люди пожилые называют его по старинке «дом Расторгуева».
Это наиболее интересный образец жилой архитектуры Бежецка 20-х годов XX века. Он построен в 1925 году «на горелом месте» – после большого пожара в сентябре 1920 года, когда сгорела почти вся Кашинская улица.
Дом одноэтажный деревянный, прямоугольный в плане, расположен на красной линии улицы, обращен к ней главным, северо-восточным, фасадом. В архитектурном оформлении использованы мотивы модерна. Живописность придает оригинальное решение кровли, увенчанной крупными «епанчами» с чешуйчатым покрытием. Во внутреннем убранстве обращает на себя внимание сохранившаяся до сих пор полихромная майоликовая печь. Изразец заказной, его отличают выпуклость деталей рисунка и разнообразие цветовой гаммы.
Старину в этом доме напоминает типичная российская купеческая добротная мебель: диван, дубовый буфет, весь изукрашенный резьбой, в которой угадываются причудливые ветви с диковинными птицами. Привлекают особое внимание массивные дубовые стулья, резьба их содержит в себе языческую символику: здесь и солнце, и небесные хляби, и пашня, и её плоды в виде общепринятых в древности символов. Есть в доме и венские стулья. Да не просто «венские», а с пометкой фирмы из Австрии, из города Вены… Есть лампа, изготовленная в Берлине фирмой «Матадор». И ещё много интереснейших вещей типа старинной российской хлебницы «Урок пахаря» и хрустального бокала с монограммой, в которой проглядываются буквы «УИР».
Всем этим в неразорённом виде, как и большими складскими помещениями во дворе, владел купец Уар Ильич Расторгуев и его супруга Анна Ивановна (в девичестве Сурина).
Расторгуев занимался торговлей кожами, причём с большим размахом: его клиенты были в России и далеко за её пределами.
С домом связано ещё одно имя – Алексея Степановича Веревкина, за которого вышла замуж овдовевшая Анна Ивановна. Он был служащим и к торговле никакого отношения не имел. После её смерти Веревкин берет в жёны Анну Николаевну Смирнову, которая, пережив мужа, умерла в 2002 году 82 лет. Сейчас дом по наследству принадлежит её дочери Смирновой-Степановой Евгении Александровне с детьми и внучками.
Брат Уара Ильича Расторгуев Иван Ильич проживал в доме № 26 по улице Красноармейской. Этот двухэтажный деревянный дом в стиле модерн, близкий по декору нарядному жилому дому Рудакова (Введенская, 41 – ныне отдел культуры), заслуживает особого внимания: он занесен в число памятников архитектуры Тверской области, как пример деревянной жилой застройки с богатым резным убранством фасадов.
На рубеже XIX – XX веков это был главный дом усадьбы мещанина Николая Дмитриевича Ковалева. Позже дом принадлежал двум семьям – Расторгуевых и Смирновых.
Иван Ильич Расторгуев был женат на Ольге Ивановне Никитиной. Их сын Николай погиб в годы Великой Отечественной войны. М. Смирнов был женат на Анне Ивановне Никитиной. Их дочь Людмила погибла в блокадном Ленинграде.
Сестры Ольга Ивановна и Анна Ивановна похоронены на бежецком кладбище. Фотоисторию своих племянниц долгие годы собирала и сберегала их тётка Дорофеева Александра Терентьевна, монахиня, писавшая иконы. Она умерла в 60-е годы прошлого века. Семейный альбом берегут потомки, но они не знают имен своих предков, изображенных на фотографиях…
Мало что известно о торговых людях, которые жили на левом берегу реки Мологи в районе и сейчас носящем название «Штаб», но их имена ещё сохраняют некоторые дома. Так, здание военкомата города Бежецка Тверской области было построено в конце XIX века купцом Лебедевым В. А. и ещё до революции продано «в казну». В этом деревянном доме размещался штаб воинской части, расквартированной в те годы в городе.
Стоящий напротив теперешнего военкомата на пересечении улиц Тверской и Большой Штабской дом 8/58 принадлежал до революции богатому купцу Николаю Петровичу Филиппову и его супруге Устинье Михайловне. Их дочь Мария Николаевна вышла замуж за Н. Фёдорова, который работал в штабе воинской части; молодые венчались в штабской Казанской церкви. У них родилась дочь Тамара. Правнучка Филипповых, Галина Николаевна Виноградова, живёт и здравствует, помнит рассказы своей бабушки о её безбедной жизни в молодости.
Двухэтажный деревянный обшитый тесом дом, в сдержанных формах эклектики, с двумя складскими помещениями и многими другими хозяйственными постройками, – ещё один пример типичной городской усадьбы конца XIX – начала XX вв. в нашем городе. Хозяин с семьёй жил на втором этаже, вход туда с восточного фасада, рядом был большой двор с хозяйственными постройками, садом – сейчас это только угадывается. Главный вход на первом этаже, в магазин, был с южного фасада. В настоящее время крыльца нет, вместо двери появилось 5-е, центральное, окно. Это произошло приблизительно в 70-е годы XX века, а до того помещение использовалось по назначению и было едва ли не единственной торговой точкой «на Штабу». Рядом, вдоль Тверской в доме № 8, два больших кирпичных склада. Сегодня это новый современный магазин.
Николай Петрович Филиппов был в городе уважаемым человеком, неоднократно избирался в городскую Думу (работал писарем), будучи добрым по характеру, много помогал бедным. Зато, когда по условиям революционного времени его арестовали, благодарные люди пришли просить за него: «Отпустите, он столько помогал нам…» В тюрьме Николай Петрович пробыл только одни сутки. Семейные фотографии предоставлены правнучкой Н. П. Филиппова Галиной Николаевной Виноградовой.
Живой интерес вызывает двухэтажный массивный деревянный особняк по улице Коммуны, 100 (бывшая Казанская). Это дом Бардиных. Им же принадлежал двухэтажный небольшой дом рядом, ныне ставший жилым, а раньше на первом этаже была кузница, на втором – хлебопекарня. Оба эти дома завершали Казанскую улицу (дальше была территория уезда). Семейство Бардиных имело ещё два или три небольших домика на этой же улице.
После революции в здании под номером 100 располагался детский дом, во время войны был госпиталь для выздоравливающих, в последние годы своего существования дом приютил детский сад, сейчас ждет новых хозяев.
Род Бардиных начинает Тимофей Бардин. Его дети – Алексей, Василий, Андрей, Михаил, Иван. У Михаила был сын Григорий, а его внук Семен Григорьевич Бардин – известный подрядчик-строитель, сыгравший на рубеже XIX – XX веков большую роль в градостроительстве Бежецка. Он строил церкви, дома, в частности «Варшавский магазин» для Рудакова, здание Общественного банка и Казначейства (улица Садовая, 8). В 1914 году в качестве субподрядчика бельгийской фирмы Бардин возводил на месте деревянного железобетонный мост через реку Мологу. Мост был рассчитан на гужевой транспорт, а прослужил до 1983 года.
Строительство поистине на века! Яркий пример тому – казенный винный склад, при строительстве которого С. Г. Бардину приходилось решать задачи очень сложные в инженерном и архитектурном плане. О казенном винном складе, построенном в 1901 году, «царской монопольке», как его прозвал народ, есть что сказать и по истечении века. Забыто имя С. Г. Бардина, а созданные им сооружения живут!
Во время первой мировой войны помещения склада были переоборудованы в ремонтную оружейную мастерскую. В 1926 году она была преобразована в механический завод, а в 1933 году на его основе был создан крупный по тому времени завод «ГАРО» (гаражного оборудования). Расширившись и укрепившись, он стал заводом «АСО» (автоспецоборудования), сегодня ОАО «Бежецкий завод «Автоспецоборудование» – признанное машиностроительное предприятие, известное не только в Тверской области, но и за пределами нашей страны.
Много было построено за прошедшие годы: завод расширялся, совершенствовался, а первоначальные стены и сейчас служат. В основном корпусе бывшего склада на первом этаже находится ремонтный цех, на втором – инструментальный, на третьем (надстроенном) – технические службы. В других – заводоуправление, заводская компрессорная, музей.
Далее – читать следующую главу книги – «Памяти забытых»
Перейти в начало книги Натальи Александровны Грибовой «Стоят на улице дома»