БежецкийКрай

  НОВОЕ
НА САЙТЕ
  ИСТОРИЯ
И КУЛЬТУРА
  ЛЮДИ
И СУДЬБЫ
  АВТОРСКИЕ
СТРАНИЦЫ
  БИБЛИОТЕКА
САЙТА


«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)

Бежецкий художник НИКОЛАЙ ЧИСТЯКОВ


SVN

Нина Дроздецкая


 

Публикации на сайте


ПАМЯТИ КОМПОЗИТОРА ВЕНИАМИНА ФЛЕЙШМАНА. К 100-летию со дня рождения
МУЗЫКА ТВЕРСКОГО КРАЯ
Страницы музыкальной истории Верхневолжья
ПОВЕСТЬ О ЗАЧАТИИ ДОБРЫНСКОЙ ПУСТЫНИ И АРХИМАНДРИТ РУВИМ (ГУРСКИЙ)
БЕЖЕЦКИЙ ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ЧИСТЯКОВ
БЕЖЕЦКИЙ ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ЧИСТЯКОВ. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Авторское право


Материалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.


 

Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2019 г.

Нина Константиновна Дроздецкая
кандидат искусствоведения, преподаватель
Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского

 
 
 

«Бежецкий художник НИКОЛАЙ ЧИСТЯКОВ»

 

Памяти Амона Аминовича Сулейманова

 
 

«Считаю себя отставшим от чистого искусства ввиду того, что 22 года занимался исключительно преподаванием и общественной работой, а посему прошу разрешения заниматься у Вас в мастерской в качестве вольнослушателя», – написал в своем заявлении художник Николай Чистяков авторитетному живописцу и директору Всероссийской Академии художеств И.И. Бродскому. Документ датирован 1938 годом и ныне хранится в архиве Академии. На тот момент Николаю Чистякову было 45 лет, и он был серьезно болен туберкулезом. В своем прошении Бродскому Чистяков также сообщал, что проживает в четырехметровой темной комнате и получает крошечную пенсию по инвалидности в 86 руб. Он не может себе позволить ни работать дома, ни купить материалы для занятий живописью…

Наряду с Иваном Малахиевичем Костенко Николай Чистяков сыграл значительную роль в бежецкой культурной жизни начала ХХ века: его часто упоминали здешние художники Михаил Кузнецов и Николай Родин, считавшие Чистякова своим учителем в живописи.

Почти ровесник Александра Самохвалова (Чистяков родился в 1893 и был на год старше), он появился в Бежецке в 1916, выдержав в Петрограде экзамен на право преподавания рисования и черчения в начальных училищах. До этого Чистяков окончил Нормальную рисовальную школу там же, при Академии художеств. Не очень понятно, что привело его в Бежецк, ведь Николай Чистяков вырос в крестьянской семье и был родом из Костромской губернии. Согласно Выписке из Метрической книги, он родился 14 октября 1893 в дер. Показалово Тормановской волости Солигалического уезда.

Возможно, его пригласил сюда художник И.М. Костенко, с 1911 живший в Бежецке; возможно, жена Николая Чистякова была бежечанкой – сейчас уже невозможно установить.

Сохранилась фотография детей-учеников Бежецкой художественной школы, сделанная в 1916-1917. В среднем ряду на скамье вместе с учителями, 4-м слева сидит юный Миша Кузнецов, будущий художник. Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что среди четверых мужчин-учителей 2-м справа в шинели (чиновничьей?) сидит И.М. Костенко, а следующим, 3-м – Н.Н. Чистяков (ср. с фото из его личного дела). Сделаем осторожное предположение, что четвертым учителем справа сидит Александр Самохвалов, поскольку по воспоминаниям очевидцев известно, что он щеголял в кожаной куртке.

 

1. Бежецкая художественная школа. 1916

 

1а. Бежецкая художественная школа. Николай Чистяков (в увеличении)

 

2. Николай Чистяков. Фото из личного дела

 

Уроженец Бежецка и выдающийся художник советского времени Александр Самохвалов вспоминал о своих занятиях живописью в Бежецке: «Мы выходили за город и там, где было интересно, останавливались. Усаживались на пеньки и на небольших кусочках загрунтованного полотна или картона, как бог на душу положит, писали этюды. Потом сравнивали их – у кого лучше, что и как сделано. Иван Малахович <Костенко> показывал свой этюд, и мы приравнивали свои этюды к его достижениям. Конечно, его этюд всегда был законченным и вернее нашей мазни нарисованным. Но в мазне наших неопытных кисточек проявлялась иногда какая-то особенность, более близкая к природе и характеру того, кто это написал. И.М. всегда это отмечал. Когда наступал вечер, он советовал сделать наброски вечернего неба и горизонта. Это было очень интересно. И когда мы по-серьезному всматривались в явления природы, <мы> многому учились в понимании жизни неба, горизонта, далей, деревьев, лесов, лугов и хлебов тогдашней чересполосицы. Все, что мы видели, становилось для нас как бы книгой, которую, хотя и по складам, мы прочитывали» (А. Самохвалов. Мой творческий путь. «Художник РСФСР», 1977. С. 35).

 

3. Александр Самохвалов. Мельница. 1909-1912

 

4. Александр Самохвалов. Улица в Бежецке. 1912

 

 

В 1918 Николай Чистяков приехал из Бежецка в Петроград поступать на живописный факультет Академии художеств. (С 1918 Академия именовалась как Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). В анкете от 4 октября, заполненной при поступлении, Чистяков указал, что работал в Бежецке учителем рисования в городской школе; на его иждивении в то время находились мать, жена и дочь. В результате Николай Чистяков поступил в Академию художеств на живописный факультет и был зачислен учеником в мастерскую К.С. Петрова-Водкина.

 

5. Николай Чистяков. Фото из личного дела

 

Интересно, что бежецкий живописец Александр Самохвалов с 1914 учился в Высшем художественном училище при Академии художеств и вернулся в Бежецк в 1918, чтобы пережить на родине трудное голодное время. С 1919 Самохвалов продолжил свое художественное образование в ПГСХУМ, завершив его в 1923, когда Академия художеств уже была воссоздана. Самохвалов также испытал сильнейшее влияние К.С. Петрова-Водкина; в 1921 он совершил вместе с учителем путешествие в Самарканд в составе экспедиции по зарисовкам и обмеру памятников. В 1920 Самохвалов находился в Бежецке – он запечатлен на фото выпускниц Бежецкой женской гимназии, где, видимо, преподавал.

 

6. Выпуск Бежецкой женской гимназии. 10 мая 1920 7 класс

 

6а. Александр Самохвалов (в увеличении) 10 мая 1920

 

 

6б. Выпуск Бежецкой женской гимназии. Подпись к фотографии

 

Обращает внимание, что Чистяков и Самохвалов шли как бы одним путем, иногда даже дублируя друг друга, однако, документальных свидетельств о том, что они дружили или общались, не сохранилось. Тем не менее, можно предположить, что оба занимались живописью у Ивана Малахиевича Костенко.

Костенко Иван Малахиевич – 1874-1951 – художник, преподаватель рисования и черчения в Бежецком гор. реальном училище. Формулярный список на учителя И.М. Костенко сообщает о его годовом содержании: жалованья – 200 руб., столовых – 100 руб., квартирных – 75 руб., добавочных – 75 руб. Всего – 450 руб. Образование получил в Училище живописи, ваяния и зодчества при Московском Художественном обществе. Имеется свидетельство на звание учителя рисования в гимназиях от 2 сент. 1904 г., за номером 37. Женат на крестьянской девице Евгении Сергеевой, детей не имеет. (См. ГАТО. Ф. 837. Оп. 1. Д. 24. Л. 7).

 

7. Иван Малахиевич Костенко

 

Вернемся к Николаю Чистякову. В анкете абитуриента Академии художеств он сообщает, что проживал в Бежецке по адресу: ул. Льва Толстого, 13. До 1918 улица Л. Толстого носила название Благовещенская – именно на ней был расположен знаменитый Бежецкий Благовещенский монастырь.  

В домашнем архиве бежецкого удожника Михаила Кузнецова сохранилась открытка с Рождественским поздравлением 1913 года, адресованная И.М. Костенко, проживавшему в доме Скобникова по Благовещенской улице. (Приношу благодарность Лидии Михайловне Кузнецовой, познакомившей меня с содержимым открытки; сейчас она хранится в музее «Дома Иванова» в Бежецке). Однако, дальнейшие разыскания ни к чему не привели: в «Своде памятников» обозначен дом 24/23 по Спасской улице, владелицей которого была вдова чиновника Глафира Степановна Скобникова – тут не совпадает название улицы. В Описи домов Бежецка по Благовещенской улице дом Скобникова вообще не значится (см. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2. М.: Наука, 2006. С. 218; Опись домов Бежецка за 1898 г. ГАТО. Ф. 789. Оп. 1. Д. 72).

Тем не менее, связь двух указанных адресов кажется несомненной, и может быть, дом № 13 по Л. Толстого и дом Скобникова по Благовещенской ул. – один и тот же? Тогда можно предположить, то Николай Чистяков и Иван Костенко снимали квартиру в одном доме. Другое дело, совпали ли они по времени? Ведь один жил там в 1913-м, а другой – в 1916-17 годах!

 

9. Открытка (оборот)

 

10. Открытка (лицевая сторона)

 

Открытка датирована 25 декабря 1913 г. с надписью «Местное». Лицевая сторона открытки – репродукция картины художника Ефима Волкова «Дорога в усадьбу». В нижнем правом углу – подпись художника с возможной монограммой и номером 2815.

На обратной стороне открытки размашистым почерком написано «С Праздником», указана дата 19 25/XII 13, где 25/XII как бы врезается в цифры года: сначала написаны первые две цифры, потом идет число, а заключают дату две последние цифры года. Подпись «А. Волков» (личность А. Волкова установить не удалось).

Слева написан адрес: ул. Благовещенская, дом Скобникова, ЕВБ Ивану Малахиевичу Костенко. Аббревиатуру ЕВБ следует читать как Его ВысокоБлагородию, поскольку Костенко имел чин коллежского регистратора.

Имя Николая Николаевича Чистякова вновь всплывает в Бежецке в 1921 г. В это время он числится студентом 2-го курса живописного факультета Академии художеств. Возможно, перебраться в Бежецк его заставила отчаянная ситуация, сложившаяся в Петрограде. Бежецк тогда называли второй Украиной; сюда съезжались многие в надежде спастись от голода и пережить трудные времена. В Бежецке не только не голодали, более того, здесь можно было купить продукты по недорогой цене и как-то прокормиться. Кроме того, с гастрольными артистами здесь по преимуществу расплачивались «натурой» – яйцами, молоком, сыром и маслом.

Поэтому спасаясь от разрухи и голода, в Бежецк начали приезжать столичные актеры, музыканты, учителя, врачи – с семьями и родственниками. Они существенно повлияли на культурную жизнь города в первые послереволюционные годы.

В Бежецке некоторое время жил и выступал известный кинодекламатор Соломон Акарский. В то время кинодекламаторы озвучивали кинокартины чтением стихов или прозы, игрой на музыкальном инструменте – скрипке или фортепиано. В Бежецке Акарский был любимцем театральной публики: он и играл в спектаклях, и ставил их.

Сюда приезжал из Петрограда театральный режиссер и педагог Константин Тверской (наст. фамилия Кузьмин-Караваев, 1890-1937), незадолго до того активно работавший в студии биомеханики Мейерхольда.

На бежецкой сцене выступал известный актер Владимир Давыдов (наст. имя и фамилия Иван Николаевич Горелов, 1849-1925) – крупнейший представитель русской реалистической школы, исполнитель ролей Фамусова, Хлестакова, Городничего, Фирса.

Общее руководство деятельностью культурных организаций Бежецка осуществлял подотдел искусств при отделе народного образования; в 1920 отдел наробраза возглавлял А.И. Михайлов, историк и недавний выпускник историко-филологического факультета Московского университета.

Культурно-просветительские мероприятия в Бежецке проходили в зале Совета народного хозяйства (ныне Дом культуры) и в здании 2-й советской школы (ныне Дом детей и юношества); а также культурно-просветительского клуба рабочих (Большая ул., 21, отдельная комната), гарнизонного клуба имени III-го Интернационала (ныне педагогическое училище), Бежецкого педтехникума (первоначально Бежецкие постоянные учительские курсы, ныне здание городской больницы) и клуба «Металлист» (во дворе домов №№ 15-25) по Большой улице. (см. Сенин Сергей. Бежецкий Союз поэтов // Тверские ведомости. № 32, 27 июля-2 августа 2007 г.).

В 1920-х годах в Бежецке действовали:

— культурно-просветительский кружок, образовавшийся еще до 1917;

— театр «Пролеткульт» (потом «Красная звезда», возникший в 1919 и располагавшийся в кинематографе «Доброволец»;

— научное общество по изучению местного края (организатор и первый председатель И.А. Михайлов);

— литературно-художественное общество, впоследствии известное как «Союз поэтов» (почетным председателем которого был избран Н.С. Гумилёв);

— музыкальный ансамбль, существовавший с 1921, которым руководил учитель химии В.М. Переслегин;

— молодежное объединение «Синяя блуза», возникшее в 1927.

В это же время в Бежецке работает Школа живописи, рисования и лепки для юных бежечан, которую организовали Костенко и Самохвалов еще в 1918; активно функционирует «Содружество любителей искусства», членами которого были как бежецкие художники, так и поэты, литераторы, актеры и музыканты. Чистяков органично вошел в художественную среду небольшого провинциального городка. Самохвалов вспоминал: «В Бежецке образовалась группа, которая сформировалась как школа живописи и скульптуры с одной стороны, и как группа, в которой стали проявляться артистические склонности и стремления молодежи, с другой».

Известно, что в начале 1920-х Н.Н. Чистяков состоял членом так называемой Разборочной комиссии при Бежецком архивном бюро, которую возглавлял священник о. Иоанн Постников. Разборочная комиссия занималась упорядочением бежецких архивных фондов, однако, Постникову было суждено поработать на этом посту совсем недолго. В 1923 он был уволен, а его место занял партийный деятель, весьма далекий от проблем сохранения архивных материалов (сообщено бежецким краеведом Мариной Волковой – Н.Д.

В 1922 здоровье Н. Чистякова дало трещину: врачи заподозрили у него туберкулез. В его личном деле появились медицинские справки, выданные Петроградской Василеостровской Александровской больницей и Бежецким горздравотделом – о серьезной болезни легких. На основании этих документов Николай Николаевич обратился к руководству Академии художеств с просьбой продлить свой летний учебный отпуск, предоставленный ему как студенту Академии.

В 1923 г. он вновь в Петрограде и состоит в должности преподавателя в 3-й Советской Единой Трудовой школе, по адресу: Лиговка, 87. В это время Николай Чистяков напряженно трудится над дипломной работой, с которой намерен окончить Академию. Сохранилось его заявление с просьбой разрешить сделать в сельскохозяйственном музее зарисовки сельхозинструментов разного рода; они (зарисовки) были необходимы для его дипломной работы. Защита диплома прошла успешно, и 1 сентября 1923 Николаю Николаевичу Чистякову было выдано Удостоверение Академии художеств о том, что он признан художником живописи (см. Научный архив РАХ. Фонд 7. Оп. 8. Ед.хр. 2914).

Попутно отметим, что в этом же 1923-м окончил Академию и А. Самохвалов.

За весь большой 15-летний период с 1923-го до 1938-го гг. о Чистякове не сохранилось ни одного документа. Мы не знаем, где и в качестве кого он трудился все эти годы; какие живописные работы создал…

В прошении на имя И.И. Бродского Николай Чистяков указал адрес, по которому проживал в Ленинграде: Васильевский остров, Соловьевский пер., д. 27, кв. 17. Соловьевский переулок давно переименован в улицу Репина и находится совсем недалеко от Академии художеств – в 15 минутах ходьбы. Поскольку на ул. Репина нумерация домов сохранилась в прежнем виде, найти нужный дом оказалось несложно. Удалось и попасть в нужный подъезд. Старый питерский дом, с обшарпанными внутренностями, расписанными стенами, следами кострищ на лестничных площадках и сохранившимися еще с довоенных времен табличками с номерами квартир подавлял мерзостью запустения. Некоторые квартиры выглядели совсем заброшенными, было видно, что в них давно никто не живет. Предполагаемая квартира, где возможно обитал Чистяков, утратила табличку с номером, дверь казалась наскоро прибитым куском фанеры и была заперта; звонка не было. Что там, за этой дверью – так и осталось для меня загадкой.

 

11. Улица Репина

 

12. Дом № 27 по ул. Репина

 

13. Внутренность дома № 27

 

14. Подъезд дома № 27

 

15. Одна из квартир

 

Да, все это выглядит ужасно, память о художнике Николае Чистякове стерлась, картины его не сохранились…

Но какое сейчас все это имеет значение? – невольно задавалась я вопросом. Последние известия о художнике Николае Николаевиче Чистякове относятся к 1938. Пережил ли он вскоре начавшуюся войну? Смог ли эвакуироваться или остался в городе, обреченный на блокаду? Что стало с его семьей – женой и дочерью? А главное: сохранились ли его работы?

На эти вопросы сейчас нет ответов! Будут ли? – вот в чем вопрос…