БежецкийКрай

  НОВОЕ
НА САЙТЕ
  ИСТОРИЯ
И КУЛЬТУРА
  ЛЮДИ
И СУДЬБЫ
  АВТОРСКИЕ
СТРАНИЦЫ
  БИБЛИОТЕКА
САЙТА


«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)

ГЛАВНЫЙ ИСТОРИОГРАФ ФЛОТА


SVN

Вячеслав Воробьёв


 

Публикации на сайте


БЕЖЕЦКИЕ ДВОРЯНЕ МАСЛОВЫ
(Алексей Николаевич Бежецкий)
БЕЖЕЦКАЯ ДВОРЯНКА —
СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ФРАНЦИИ
(Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева)
МИР И СЛОВО КАК ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
(Владимир Вениаминович Бибихин)
ЭТАЛОН НАСТОЯЩЕГО ПЕТЕРБУРЖЦА
(Дмитрий Дмитриевич Бушен)
ГЛАВНЫЙ ИСТОРИОГРАФ ФЛОТА
(Феодосий Фёдорович Веселаго)

Авторское право


Материалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.


 

 

Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2015 г.

Вячеслав ВОРОБЬЁВ

 

 

ГЛАВНЫЙ ИСТОРИОГРАФ ФЛОТА

(Феодосий Фёдорович Веселаго)

*  *  *

 

Тверские дворяне Веселаго владели имениями в разных уездах губернии, в основном на её северо-востоке. Так, вице-адмирал Иосиф Иванович жил в имении Новотроицком Вышневолоцкого уезда, а генерал Корпуса морских штурманов Феодосий Фёдорович Веселаго владел усадьбой Лучиха в Заручьевской волости Бежецкого уезда.

Феодосий Фёдорович родился 8 апреля 1817 года, по окончании Морского корпуса преподавал астрономию и навигацию в гардемаринских классах. Уже через год ему доверили читать аналитическую геометрию в офицерских классах, а в 1846 году назначили заведующим этими классами. В его обязанности входило руководство гардемаринами во время плаваний по Финскому заливу и Балтийскому морю, и к 1853 году он совершил пять таких кампаний.

После этого его переименовали в майоры, зачислили в армию и назначили инспектором студентов Московского университета. В 1857 году Веселаго получил производство в полковники и несколько лет был помощником попечителя Казанского учебного округа. Вернувшись в столицу, он в чине действительного статского советника был назначен членом совета Главного управления по делам печати, а затем стал начальником этого управления. Глубокие знания, административный талант и умение ладить с начальством способствовали его карьере. Он преподавал высшие математические и морские науки великому князю, впоследствии генерал-адмиралу, Алексею Александровичу, которого сопровождал в нескольких морских и сухопутных путешествиях.

В 1881 году Веселаго назначили директором Гидрографического департамента и председателем учебного отделения Морского технического комитета и Комитета морских учебных заведений, произведя в генерал-лейтенанты Корпуса флотских штурманов. Феодосий Фёдорович был удостоен почти всех российских орденов до Св. Александра Невского включительно, являлся почётным членом Николаевской морской академии и Императорской Академии наук, членом Адмиралтейств-совета, а 1 января 1892 года произведён в полные генералы.

Веселаго ещё при жизни стал живой легендой Российского флота как его главный историограф. Ещё в возрасте 35 лет он выпустил в свет свой «Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет» и был удостоен за это сочинение Демидовской премии. После смерти в 1868 году историка Сергея Елагина государь поручил Веселаго продолжение составления издания «Материалы для истории русского флота». Работа пошла споро, тем более что Феодосий Фёдорович к этому времени уже много собрал и изучил сам. В 1871 году были изданы его «Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656 по 1856 год», на следующий год по распоряжению Морского министерства вышел в свет составленный Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 г.» — с постройки на Волге первого русского корабля «Орёл» до начала броненосного судостроения в России. В 1875 году под редакцией Веселаго появился очередной том «Материалов истории русского флота» и тогда же — его ставший классикой и переиздававшийся даже при Сталине «Очерк русской морской истории», получивший Уваровскую премию.

Чуть раньше была создана Комиссия для разбора и описания дел архива Морского министерства с его основания до 1805 года, а также для издания составленных описей. Её возглавил и успешно руководил ею также Веселаго. Капитальным трудом, принадлежащим его перу, является «Общий морской список», содержащий сведения о службе флотских офицеров, морских артиллеристов, корабельных мастеров и других лиц, известных полезной для флота деятельностью. Отдельной книгой был издан в 1869 году написанный Веселаго биографический том «Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн».

Современный морской историк Пётр Головнин, прямой потомок знаменитого русского мореплавателя Василия Михайловича Головнина, пишет: «Ф.Ф. Веселаго принадлежал к так называемой русской военно-исторической школе, представлял официальную военную историографию; впервые опубликовал много новых фактов, подтверждающих передовой характер военно-морского дела в России; утверждал идею самостоятельного пути развития русского военно-морского искусства».

Приведём по изданию 1895 года фрагмент из «Краткой истории Русского флота», касающийся времени его становления.

«Юный царь Пётр Алексеевич, имевший врождённую, страстную любовь к морю, от близких к нему образованных иностранцев, его наставников и собеседников, особенно же от голландца Тимермана и швейцарца Лефорта, приобрёл первые понятия о морской науке и сознание важности флота для России. Случайно же найденный им в 1688 году старый английский ботик, принадлежавший деду Петра, Никите Ивановичу Романову, познакомил царя с удовольствием плавания под парусами, и такая простая случай­ность была ближайшим поводом к основанию русского флота.

На этом знаменитом ботике, названном самим Петром Дедушкою Русского флота, царь впервые начал кататься по реке Яузе; но как она для лавировки была тесна, то Пётр, успевший уже пристраститься к «водяной потехе», перенёс ботик в на­ходящийся в селе Измайлове Просяной пруд. «Но и там, — замечает венценосный моряк, — немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в следующем 1689 году трёх судов на Переяславском озере, где с своими потешными преображенцами сам государь работал топором наравне с простыми плотниками. На берегу озера построен был дворец, батарея, с которой в торжественных случаях производилась пальба, и пристань для судов. Летом 1692 года здесь у царя прогостили целый месяц царицы: мать и супруга его. В присутствии их происходили сухопутные и морские манёвры, во время которых все почести отдавались князю Фёдору Юрьевичу Ромодановскому как генералиссимусу и адмиралу.

Скоро Переяславское озеро показалось тесным пылкому моряку, он пожелал увидать настоящее море, и с этим намерением в 1693 году отправился в Архангельск. Путь до Вологды царь совершил сухим путём, а оттуда водою. В Архангельске, наконец, Пётр увидел давно желанное море, иностранные корабли и торговую жизнь приморского города. Всё это обратило полное внимание юного царя, и он, с обычною своею энергиею, начал изу­чать то, что казалось ему полезным. Первым плодом подобного изучения было сознание огромных выгод, получаемых здесь исключительно иностранцами, и горячее желание созданием своего торгового флота обратить эти выгоды на пользу русского купечества. Под влиянием такой мысли Пётр немедленно избрал для верфи лежащий подле города Соломбальский остров, на котором и заложил 24-пушечный корабль, поручив строение его надзору тамошнего воеводы, стольника Фёдора Матвеевича Апраксина. Одно­временно с этим царь заказал построить в Голландии и другое 4-пушечное судно. Оба они были небольших размеров и, имея пушки весьма малого калибра, могли служить для военных и торговых целей. В ожидании прибытия царя в Архангельск для него построена была 12-пушечная яхта Святой Пётр, на которой он первый раз вышел в Белое море и, конвоируя иностранные купеческие суда, провожал их в море около 300 вёрст…

Двукратное посещение Архангельска ясно показало Петру важное значение портового города для государства, и гениальный царь пришёл к сознанию, что при обширности России ей необходимо открыть свободный выход в южные моря: Азовское и Чёрное. Осуществление этой мысли облегчалось тем, что Россия уже с 1686 г. была в неприязненных отношениях с Турцией, подвластные которой татары разоряли наши южные границы. Решено было первоначально завладеть устьями рек Дона и Днепра и, главное, крепостью Азовом, как ключом к Азовскому морю.

Первый поход к Азову, состоявшийся в 1695 году, был безуспешен, особенно потому, что турецкий гарнизон осаждённой крепости получал от стоявшего на Дону флота помощь людьми, боевыми припасами и провиантом. Таким образом, осязательною причиною неудачи явилось отсутствие, с нашей стороны, морской силы, и Пётр немедленно приступил к созданию военного флота… на р. Воронеже устроена была верфь и адмиралтейство для сборки и приготовления к плаванию привезённых из Преображенского судов. Здесь же были заложены и строи­лись два корабля — галеаса.

В то же время в притоках Воронежа для предстоящей пере­возки войск по Дону поспешно строилось более полутора тысяч стругов, морских лодок и плотов, и в разных местах заготовлялись все предметы, необходимые для флота. Для скорейшего доставления на место постройки всё более необходимое везли безостановочно, день и ночь, на переменных лошадях. Благодаря принятию таких энергических мер и непосредственному участию в деле самого государя в исходе мая месяца 1696 года новосозданный флот в числе одного корабля, двух брандеров, двадцати трёх галер и нескольких десятков казацких лодок запер для турок устье Дона; а спустившаяся, также по Дону, армия, обложила крепость Азов, которая в июле месяце, лишённая помощи своего флота, должна была сдаться… взятием Азова от­крылся для России свободный выход в Азовское море. Государь, признавая, что значительная доля успеха в этом важном деле принадлежала флоту, и предвидя те неисчислимые выгоды, которые он должен был принести в недалёком будущем, твёрдо ре­шился немедленно положить прочные основания устройству постоянного военного флота, и к осуществлению этой великой мысли при­влечены были силы всего государства».

Безыскусный и точный язык этого обширного произведения сделал его любимым чтением и начинающих, и опытных русских моряков нескольких поколений. Его автор скончался в 1885 году, а через четыре года экипаж шхуны «Бакан» при обследовании Новой Земли в 1889 году назвал именем Веселаго остров у её побережья. В 1913 году участники экспедиции под руководством Георгия Седова присвоили имя знаменитого историографа проливу в этом же полярном архипелаге.

 

© Вячеслав ВОРОБЬЁВ
г. ТВЕРЬ, 2015