Вячеслав Воробьёв
Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2015 г.
Последний художник русского «Серебряного века» Дмитрий Бушен скончался в Париже в 1993 году, накануне своего 100-летнего юбилея. Скрупулёзный собиратель сведений о пребывании Анны Ахматовой и Николая Гумилёва на Бежецкой земле тверитянин Дмитрий Куприянов успел обменяться со своим тёзкой письмами, когда горбачёвская «перестройка» открыла возможности для общения людей культуры. В ту пору я часто бывал в гостеприимной квартире Куприяновых, и однажды Дмитрий Васильевич, довольно улыбаясь, показал мне только что полученное письмо от Бушена. Помнится, я несказанно удивился этому, а хозяин сказал с лукавинкой: «Я ему послал вместе с письмом, содержащим вопросы, листок от слепнёвского дуба, под которым они сиживали с Анной Андреевной. Мог ли он мне не ответить?..» Действительно, это был неотразимый ход.
Бежецкое имение Гумилёвых Слепнёво, где Ахматова подолгу жила в 1911—1917 годах, располагалось в нескольких верстах от Борискова, принадлежавшего семейству Кузьминых-Караваевых, состоявших с Гумилёвыми в родстве. Николай Степанович Гумилёв приходился свояком Дмитрию Владимировичу — мужу Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, которую весь мир знает как мать Марию, героиню французского Сопротивления, канонизированную в 2004 году Константинопольским патриархатом. В Борискове жили и племянницы Николая Гумилёва, так что встречи и общение были не только неизбежны, но и желанны.
Именно тогда, летом 1911 года, Елизавета Кузьмина-Караваева познакомилась на бежецкой земле с Анной Ахматовой. Анна Андреевна и Николай Степанович, год назад ставшие мужем и женой, приехали в Слепнёво из Парижа, а 15 июля они поздравляли в Борискове с именинами старшего Кузьмина-Караваева — Владимира Дмитриевича, знаменитого профессора-юриста и депутата Государственной думы. Гумилёв представил жену своим родственникам и друзьям.
В их числе был и молодой художник Дмитрий Дмитриевич Бушен, двоюродный брат Дмитрия Кузьмина-Караваева. Когда он был уже в очень преклонном возрасте, с ним беседовал в Париже писатель Евгений Богат. Бушен вспоминал о Елизавете Юрьевне: «Летом мы жили (до её разрыва с Митей) в имении Борискове. У нас была общая мастерская. Она живописала, и я тоже живописал… А рядом было имение Слепнёво, имение Гумилёвых. Тогда я впервые увидел и поэта, и его юную красавицу-жену Анну Ахматову. Помню, как Лиза читала стихи, и Гумилёву в них что-то не понравилось…»
Сохранилась сделанная летом 1911 года в Слепнёве групповая фотография, на которой рядом с Дмитрием Бушеном стоят Елизавета Юрьевна и Анна Андреевна.
С октября того же года, после создания «Цеха поэтов», обе поэтессы часто встречались в Петербурге. Постоянного помещения у членов «цеха» не было, поэтому они собирались обычно на квартирах у Гумилёва и Кузьминых-Караваевых. В семье последних жил и Дмитрий Бушен, и в следующем году он оформил заставку первого сборника Ахматовой «Вечер», где некоторые стихи были навеяны слепнёвскими впечатлениями. В дальнейшем Бушен выполнил несколько портретов Ахматовой — и романтичных, и ироничных. Он был частым гостем кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», где выступали с чтением стихов Анна Ахматова и Николай Гумилёв, Елизавета Кузьмина-Караваева и Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Константин Бальмонт и Игорь Северянин, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников…
Предки Бушена были гугенотами и жили во Франции. Когда там возобновились религиозные гонения, они эмигрировали и в царствование Екатерины Великой поселились в России. Все поколения Бушенов с этого времени состояли в высоких чинах на русской военной службе. Так, дед Дмитрия был директором Пажеского корпуса, а отец имел чин генерал-майора.
Но Дмитрий Дмитриевич родился 26 апреля 1893 года не в России, а во Франции, в Сен-Тропезе, где на протяжении нескольких лет его мать лечилась от туберкулеза. Дмитрию было всего два года, когда она умерла, и его вместе со старшей сестрой привезли на постоянное жительство в Петербург. Детство мальчика прошло в семье его близких родственников Кузьминых-Караваевых. В 1912 году Дмитрий Бушен окончил гимназию императора Александра I и уехал почти на год в Париж, где посещал академию Рансона и познакомился со знаменитыми художниками Морисом Дени и Анри Матиссом. В 1913 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь Бушен встретился с будущим искусствоведом Сергеем Эрнстом, и они остались друзьями на всю жизнь.
Систематического художественного образования Бушен не получил, но посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где заслужил одобрение директора школы Николая Рериха и несколько лет работал помощником хранителя музея Общества. Он был участником объединения «Мир искусства», дружил с Александром Бенуа, Константином Сомовым и Зинаидой Серебряковой, написавшей в 1922 году его портрет, ставший очень известным.
После революции Дмитрий Бушен работал в Эрмитаже в качестве младшего хранителя отдела фарфора и драгоценностей.
Как художник он участвовал в это время во многих выставках: «Мир искусства», «Русский пейзаж», книжного знака, в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. В 1925 году он выехал на лечение во Францию и обратно в СССР уже не вернулся, поселившись в Париже.
Бушен ярко проявил свой талант художника во многих жанрах. Известны его натюрморты, а также созданные во Франции и Италии пейзажные полотна. Он участвовал в выставках русского искусства в самых знаменитых парижских галереях, а также в Брюсселе, Лондоне и Праге. В галереях Fabre и Drouot в Париже в предвоенные годы прошли шесть его персональных выставок. Дмитрий Дмитриевич, будучи человеком благородных помыслов и действий, жертвовал свои пользовавшиеся признанием работы в пользу молодых русских художников, нуждающихся членов общества «Мир искусства» и на другие подобные цели.
Бушен и Эрнст и сами нередко бедствовали, но однажды Сергей Ростиславович, имевший обыкновение копаться в парижских развалах, купил за бесценок полотно Эжена Делакруа, владелец которого не подозревал об авторстве великого художника. Друзья отреставрировали и продали картину, на вырученные деньги купили трёхкомнатную квартиру в хорошем районе Парижа, а на оставшиеся средства жили ещё несколько лет.
Работы Бушена хранятся в Национальном музее современного искусства и Музее оперы в Париже, музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке. Свыше пятидесяти работ — карандашные и перовые наброски, пастели, гуаши — он подарил Эрмитажу в Санкт-Петребурге, где в 1991 году, ещё при жизни художника, состоялась выставка его картин.
Более полувека Бушен создавал произведения книжной графики и экслибрисы. Ещё до отъезда в Париж он оформил такие издания, как «Три рассказа» А. де Ренье, «Венецианское стекло» А. Кубе и другие, а 1977 году выполнил иллюстрации к «Поэме без героя» Анны Ахматовой, в которой незримо присутствует и он сам.
Европейское признание получила деятельность Бушена по созданию эскизов декораций для оперных и балетных постановок. Он являлся автором сценических костюмов для выдающихся балерин Анны Павловой, Алисы Алановой и Иды Рубинштейн, сотрудничал со знаменитыми хореографами Джорджем Баланчиным, Михаилом Фокиным и Сергеем Лифарём.
Много работал Бушен над моделями одежды для французских модных домов Пату, Риччи, Ланвен, Ленлонг, а также исполнял рисунки для тканей и ковров.
В годы Второй мировой войны они с Сергеем Эрнстом оставались в Париже, общались с матерью Марией (Елизаветой Юрьевной Кузьминой-Караваевой), помогавшей людям, скрывавшимся от преследований нацистов. Они и сами участвовали в движении Сопротивления, но из соображений конспирации не могли сказать об этом своей давней знакомой, упрекавшей их в том, что они остаются в стороне от активных действий.
В 1950-е годы Бушен создал декорации к постановкам опер Дебюсси, Монтеверди и Альфано в миланском театре Ла Скала. Для ежегодных летних фестивалей в Амстердамской опере он оформил постановки опер «Мёртвый дом» Яначека по роману Достоевского, «Евгений Онегин» Чайковского и «Фауст» Гуно, балета «Лебединое озеро» Чайковского. Последней крупной работой Бушена в области сценографии стал балет «Жар-птица» Игоря Стравинского, оформленный им в 1969 году для Лиссабонского оперного театра.
Дмитрий Дмитриевич входил в правление Российского музыкального общества за границей, был членом Международного общества друзей искусства М.В. Добужинского. После кончины в 1980 году Сергея Эрнста он практически оставил творческую работу, а в 1982 году в парижской галерее Nouveau Drouot состоялась большая выставка-аукцион его работ из личного собрания художника. Дмитрий Дмитриевич скончался 6 февраля 1993 года и похоронен на кладбище Монпарнас в Париже в одной могиле с Сергеем Эрнстом.
Французский славист и коллекционер Рене Герра вспоминал: «В середине 60-х годов, когда я был студентом Сорбонны, меня пригласила к себе Анна Кашина-Евреинова, вдова режиссёра и литератора Николая Евреинова… У неё в этот вечер ужинали выдающийся художник Юрий Анненков, иллюстратор «Двенадцати» Блока, Сергей Эрнст, искусствовед, автор монографий о Сомове, Бенуа, Замирайло, и Дмитрий Бушен, тоже замечательный художник. Двое последних были интереснейшей парой. Воплощение Серебряного века, эпохи заката империи… Бушен на долгие годы стал для меня эталоном настоящего петербуржца, он нёс в себе дух блистательного Петербурга в чужой стране».
© Вячеслав ВОРОБЬЁВ
г. ТВЕРЬ, 2015