Авторские страницы |
Авторское правоМатериалы, размещенные на сайте "Бежецкий край", служат просветительским, информационно-образовательным целям, предназначены для продвижения и распрстранения историко-культурных традиций и краеведческих знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Бежецкий край» обязательна.
Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные краеведческие материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц,, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.
Новые авторские публикации
Лидия БОГДАНОВА
27 ЯНВАРЯ 2023 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 197 ЛЕТ
МИХАИЛУ ЕВГРАФОВИЧУ САЛТЫКОВУ-ЩЕДРИНУ.
* * *
Читать публикации Л. А. БогдановойО детях Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Участники Сообщества «Бежецкий край» социальной сети «ВКонтакте» могут написать комментарии и дать предложения по публикации Л. А. Богдановой на «Стене сообщества».
|
||||
Сергей БРИВЕР Историко-краеведческий сайт «Бежецкий край». 2022 г. Автор — Николай Онегин, кандидат культурологии, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Диорама из Бежецка
Представить себе облик какого-то города в прошлые эпохи можно, рассматривая живописные работы, акварельные и карандашные рисунки, гравюры и фотографические снимки. Впрочем, в собрании Эрмитажа хранятся иконографические материалы другого рода — это объёмные картины (диорамы) с рельефными видами различных местностей России. Среди таких диорам интересна объёмная картина с видом центральной части Бежецка — древнего города Тверской области, где родился автор романа «Угрюм-река» Вячеслав Шишков, города, с которым связаны судьбы Анны Ахматовой и членов семьи Гумилёвых. Главным украшением этого места были собор и колокольня Благовещенского монастыря — именно он является доминантой диорамы.
Монастырь возник из женской общины, основанной указом Александра II от 18 января 1869 года по инициативе вдовы Любови Алексеевны Ососковой (в иночестве Софии), иеромонаха Югской Дорофеевской пустыни преподобного Адриана и угличского священника Петра Томаницкого. Для общины в Бежецке были выкуплены два земельных участка, а мещанин Кузьма Архипов пожертвовал двухэтажный деревянный дом. Кроме того, от Министерства государственных имуществ обитель получила в дар 150 десятин земли. Спустя десять лет, по новому указу императора, в 1879 году община была преобразована в Бежецкий Благовещенский нештатный женский общежительный монастырь. В 1884 году началось строительство главного пятиглавого храма, который был в 1895 году освящён как соборный храм в честь и славу Пресвятыя Владычицы Богородицы в память Благовещения Ея Архангелом о рождении от Нея Спасителя мира. На торжественной церемонии присутствовал отец Иоанн Кронштадтский. К концу XIX века город стал преображаться. Это было связано с активной торговлей зерном, перегрузкой товаров с кораблей, пришедших по Волге, на небольшие суда, державшие путь на Балтику и в столицу империи. Для строительства новых зданий использовался находившийся у стен монастыря песчаный карьер, называемый в народе «Песочная яма». Она также запечатлена на диораме, причём наполненная водой. В 1870-е годы Бежецк стал станцией Рыбинско-Бологовской железной дороги, что способствовало развитию города. Время появления железной дороги и строительства Благовещенского храма с колокольней позволяет определить нижнюю дату создания хранящейся в Эрмитаже диорамы. С другой стороны, на диораме не показан городской бульвар, созданный как липовая аллея в 1892 году, что даёт основание датировать объёмную картину 1880–1892 годами. Кто мог её изготовить? Согласно рапорту настоятельницы Евстолии на имя настоятеля Николаевской Теребенской пустыни архимандрита Антония, сёстры, число которых в начале ХХ века достигало 400 человек, занимались рукоделием, живописью, переплетением книг и «пробочной работой». То есть рельефная картина могла быть сделана по эскизам местного художника или самих сестёр и изготовлена их же силами. Интересно заметить, что в 1899 году стали появляться и первые открытки с видами Бежецка. Среди них можно встретить снимки, сделанные фотографами не с городской натуры, а как раз с диорамы. При их сравнении становится очевидным, что за основу взята одна и та же объёмная картина. По свидетельству краеведов Бежецка, эта диорама в начале ХХ века находилась в самом монастыре.
Но загадка состоит в том, что картина на открытках отличается от хранящейся в Эрмитаже: паровоз с вагонами идёт в другую сторону и расположен в другом месте городского пейзажа, а на улицах прогуливаются люди и проезжают экипажи. Значит, в какой-то момент существовавшую диораму переделали; либо существовало две картины с видом Благовещенского собора. Вторая версия наиболее вероятна: диорама из Бежецка в годы ликвидации монастыря скорее попала бы в музеи Тверской (Калининской) области, нежели в Ленинград. Можно выдвинуть предположение, что рельефная картина из коллекции Эрмитажа происходит не из Бежецка, хотя была выполнена, вероятно, там. Возможно, она поступила из подворья Бежецкого монастыря в Петербурге, которое было организовано по инициативе Фёклы Аристовой. Купеческая вдова, чей муж занимался подрядами по строительной части, с благословения Иоанна Кронштадтского получила согласие Святейшего синода и императора Александра III передать под нужды подворья собственный дом по адресу 10-я Рота Измайловского полка, дом 19-21 (ныне 10-я Красноармейская улица). Несомненно, искусно выполненная диорама с видом Благовещенского собора была достойным украшением одного из залов и оказалась своеобразным мостиком к Бежецку. В 1926 году подворье было закрыто — в этот период многие интересные образцы ремесленного производства, в том числе диорамы, стали поступать из национализированных дворцов, особняков и квартир в государственные музеи. Вероятно, тогда же в музейной коллекции оказалась и объёмная картина. Что касается самого монастыря, то в 1932 году он был закрыт, постройки вскоре уничтожены, а некоторые сохранившиеся корпуса переоборудованы под жилые дома и поликлинику. В 1994 году деятельность монастыря была восстановлена, но уже в других зданиях Бежецка. Таким образом, диорама, пускай и с некоторыми условностями в изображении построек, является важным иконографическим источником, по которому можно представить облик в конце XIX века Бежецка и его утраченной архитектурной доминанты — Благовещенского собора. Рельефная картина позволяет напомнить нашим современникам о существовании в Бежецке великолепного монастыря, основанного именным указом Александра II и пользовавшегося покровительством императорской фамилии. Автор выражает благодарность Сергею Викторовичу Бриверу (Бежецк).
|
|||||
|
|||||